Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10 августа 2024,  15:15
 1791

В Белгородском художественном музее открыли выставку живописи Виталия Леуса

«Белгородская правда» побывала на выставке и пообщалась с семьёй талантливого живописца

В Белгородском художественном музее открыли выставку живописи Виталия ЛеусаЛюдмила ЛеусФото: Валерия Шатько
  • Статья
  • Статья

Он ушёл из жизни молодым – в 51 год, но оставил после себя большое творческое наследие, потому что ни дня не мыслил без кисти и красок. Его картины можно увидеть в разных уголках России, за рубежом и, конечно, в Белгороде, где он прожил большую часть жизни. И в наши дни его работа – роспись главпочтамта, которую он выполнил в соавторстве с художником Равилем Салиховым, – не только потрясает своей фундаментальностью, но и является объектом культурного наследия. Творческое достояние художника бережно хранят его жена и дочь.

Талантливые бородачи

Открывшаяся экспозиция «Любовью к Родине дыша» приурочена к 85-летию со дня рождения художника. Это далеко не первый раз, когда в музее выставляются работы живописца.

Виталий Дмитриевич родился в 1939 году в селе Барыбин Краснодарского края. Образование получил сначала в Луганском художественном училище, а затем в Харьковском государственном художественном институте. После окончания вуза в 1967 году приехал в Белгород и с той поры стал активным участником творческой жизни области. Вместе с соратниками по кисти Львом Блякницким, Александром Мамонтовым, Василием Казаком Виталий Леус стоял у истоков Белгородского регионального отделения Союза художников.

 

Картина «Вечер в Крыму» Картина «Вечер в Крыму» / Фото: Валерия Шатько

«В 1960-е годы на Белгородчине шло обновление культуры: открылись музыкальное училище, художественная школа, приехали художники, – рассказывает Людмила Леус. – Все эти талантливые люди имели за плечами профессиональное образование. И ещё они были необыкновенно красивыми, хотя прак­тически все – бородатые. Я познакомилась с ними, когда им было чуть за 30. Музыкальное училище находилось через дорогу от художественного фонда. Когда они выходили оттуда, все девчонки замирали у окон: художники идут».

Она познакомилась со своим «бородачом» в самолёте. Дело было в Волоконовке, куда Виталий Дмитриевич приезжал проверять наглядную агитацию и где Людмила Михайловна гостила у родителей:

«Мы летели из Волоконовки на «кукурузнике» в Белгород. Сели напротив друга друг, а когда приземлились, уже не расставались. Душа подсказала – это мой человек. Это была любовь с первого взгляда. Да и как было не влюбиться, когда он невероятно был похож на Иисуса Христа! В жизни, кстати, из‑за этого очень много курьёзных случаев было: старушки прям поклоны били и крестились, принимая его то за святого, то за батюшку».

Картина «Сумерки на Байкале» Картина «Сумерки на Байкале» / Фото: Валерия Шатько

 

Поженилась пара в 1970-е годы, а в 1979-м у них родилась дочь, которая стала светом в окошке для обоих родителей и ещё больше укрепила их чувства.

«Всякий раз слышала классическую музыку, когда приходила к нему в мастерскую, он очень её любил. Выделял Рахманинова, Чайковского, Бетховена, Шопена», – вспоминает Людмила Михайловна.

Монументальное полотно

Художник работал в жанрах портрета, пейзажа, сюжетно-тематической картины. Известность ему принесла совместная работа над созданием мемориального комплекса «Битва на Курской дуге». В течение долгих трёх лет Виталий Дмитриевич, Анатолий Гребенюк, Василий Казак и Александр Башко трудились над ним. За эту работу Леус был удостоен звания лауреата премии Ленинского комсомола.

Особый виток в творчестве – серия работ, написанных в 1980 е годы в Крыму, где художник со своей семьёй провёл немало счастливых дней.

«Когда мы ехали в Казантип, Виталий брал резиновую лодку, говорил, что будет ловить бычков. А на самом деле всё свободное время писал, – рассказывает его жена. – Всегда с собой брал этюдник и огромное количество картона. Холст предполагает, что нужно долго и много работать, а на картоне можно быстро и чётко запечатлеть всё, что душе угодно. Писал муж только маслом, а наброски делал карандашом».

Ещё один творческий всплеск случился в 1989 году, когда Леус в составе группы художников отправился в поездку на озеро Байкал. Три месяца, проведённых там, вылились в байкальскую серию, где величественность и торжественность сибирской природы предстаёт перед зрителями во всей своей неповторимой красе.

 

Картина «Осень на Байкале» Картина «Осень на Байкале» / Фото: Валерия Шатько

 

Виталий Дмитриевич слыл непревзойдённым портретистом. Достаточно сказать, что писать портреты Владимира Ленина доверяли именно ему, и доверяли очень часто – вождя он писал для партийных кабинетов, заводов и фабрик, школ и даже для садика, куда пошла его дочка. Но высшее мастерство портретиста проступило в картинах, где художнику удалось запечатлеть своих современников.

«Писал он очень быстро, большинство работ сделано буквально за несколько часов, – вспоминает Людмила Михайловна. – Например, один из наиболее известных портретов «Старушка Сима» был написан за три часа. Баба Сима была няней в нашей семье. В войну работала санитаркой, потеряла всех своих родных и близких, кров и осталась в нашем доме на целых 40 лет, вплоть до самой смерти, успев понянчить и нашу дочь. И что удивительно: она позировала мужу около трёх часов и за это время ни разу не пошевелилась, хотела облегчить художнику его труд».

Портрет «Старушка Сима» Портрет «Старушка Сима» / Фото: Валерия Шатько

 

Эту работу также можно увидеть на выставке, которая продлится до 29 сентября. Рядом с ней есть и крымские пейзажи, и байкальская серия, и лиричные полотна, написанные на родине жены художника в Волоконовке.

Среди них особняком смотрится картина, получившая название «Правдисты». Здесь отображена история зарождения пролетарской прессы. Как известно, первый номер газеты «Правда» вышел 5 мая 1912 года в Санкт-Петербурге. С тех пор этот день считается Днём советской печати. По замыслу основателя издания Владимира Ленина, газета предназначалась для рабочих и большевиков. На полотне рядом с вождём изображены члены редакции, среди которых особо узнаваемы Яков Свердлов и Максим Горький.

 

Картина «Правдисты» Картина «Правдисты» / Фото: Валерия Шатько

«Это полотно Виталий Дмитриевич писал целых 10 лет, – рассказывает Людмила Леус. – Там огромный слой краски. Сначала все, кто видел наброски, говорили, что картина слишком тёмная. Тогда муж высветил её. Всё время мучился, работая над ней. Но именно её после его смерти выкупил музей для своих фондов. И на этой выставке она прозвучала иначе. Я почувствовала, что это монументальное полотно дождалось своего часа. И уверена, с этого времени оно начнёт жить своей жизнью для новых зрителей».

Творческая дача

Но кроме богатого наследия, которое художник оставил в искусстве, есть ещё один очень важный след, который он оставил в жизни, – его дочь Дарья Коханец. Она с детства была завсегдатаем папиной мастерской, помнит все статуэтки, самовары и даже кусок горного хрусталя, напоминавший бриллиант, что бережно хранил её отец в своём творческом пространстве.

 

Дарья Коханец Дарья Коханец / Фото: Валерия Шатько

«Для меня быть дочкой художника почётно и приятно, – говорит Дарья Витальевна. – Я много времени проводила у папы в мастерской. Знаю всех художников, которые для меня были, конечно, дядями. А рисовать полюбила с детства, и папа не просто считал, что у меня есть способности, но и учил, помогал, постоянно советовал, как сделать лучше, выразительнее, точнее тот или иной рисунок».

Дарья Коханец уже более 20 лет является преподавателем Белгородского института искусств и культуры, а также членом Союза дизайнеров России. Кроме творческой жилки, Виталий Леус подарил своей дочери и любовь к земле. Однажды, ещё в конце 1980-х, Виталий Дмитриевич приобрёл в районе Нижнего Ольшанца участок – мечтал построить творческую дачу. Завёз материал, но построить дом не успел. Его задумку воплотила в жизнь его дочь.

«У меня будет здесь целая галерея папиных работ, хотя у нас и в Белгороде квартира на музей похожа, – улыбается ­Дарья. – Одну картину, нарисованную на ДСП, я не могла повесить на стену, поскольку она была в очень тяжёлой раме. Тогда я купила мольберт, покрасила его в подходящий цвет и поставила на него картину. Ощущение создалось, что отец где‑то здесь, вот сейчас войдёт, подойдёт к мольберту и снова начнёт кистью дописывать детали. Кто‑то очень точно сказал: «Художники не умирают, пока картины их живут!»

Арина Беседина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×