Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10 февраля 2023,  13:32

В музее народной культуры Белгорода представили коллекцию карнавальных масок

В музее народной культуры Белгорода представили коллекцию карнавальных масокФото: Валерия Шатько
  • Новость
  • Новость

Экспозиция приурочена к началу венецианского карнавала, который проходит с 4 по 21 февраля в Италии.

Выставку открыли 9 февраля. Коллекцию разделили на три предметные группы: винтажные интерьерные маски начала XX века, авторские маски современных итальянских мастеров и работы российских дизайнеров и художников ставропольской арт-студии «Квадрат». 

Посетители выставки увидят 70 масок ручной работы, расписанные акриловыми красками. Некоторые из них закреплены на постерах с видами Венеции и композиционно представляют собой художественное целое. 

«Город Венеция необычный: он располагается на островах, поэтому месту присуща особая романтика. Итальянцы от мала до велика знают историю празднования карнавала от Древнего Рима до конца XVIII века. Затем два столетия в связи с войнами и разорением страны торжественные мероприятия не проводили. И только после Второй мировой войны в XX веке венецианские празднества стали возрождаться. Каждый год они проводятся в феврале и проходят две недели», – рассказала экскурсовод Елена Шокова.

 

Экспозиция открывается популярными традиционными масками, изготовленными из папье-маше. Яркие работы украшены стразами, перьями, бусинами, кожаными шнурами.

«Любимая маска венецианцев – баута, она не по‑итальянски скромна, прикрывает всё лицо, сделаны вырезы для глаз, есть чёткое выступление для носа,– прокомментировала Елена Алексеевна. – Эту маску обожали все: богатые и бедные, мужчины и женщины. Можно было не снимать её и лакомиться любыми деликатесами, потому что она не прикрывала рот. Название «баута» означает вымышленное чудовище сродни нашим буке и бяке». 

На выставке представлено несколько разновидностей «Венецианской дамы». Это маску надевала женщина и олицетворяла собой томную красавицу. Полная противоположность ей – одна из самых зловещих масок «Доктор чумы».

 

 

Придумал её врач Шарль де Лорме в период эпидемии чумы для защиты от заражения. Маску надевали врачи, посещающие пациентов, а в длинный нос закладывали дезинфицирующие растения, которые выделяли ароматические масла: розмарин, чеснок и другие. Само появление доктора чумы в доме нагнетало ужас, потому что предвещало приход неумолимой смерти. 

Крепились маски к лицу по‑разному: лентами, кожаными ремешками, но одно из креплений было самым оригинальным, как в следующем экспонате:

«Моретта» – круглая женская маска из чёрного бархата. Она держалась на лице за счёт внутреннего крепления, которое зажимали зубами, поэтому женщина молчала. Эта молчаливость считалась достоинством, и маска получила негласные названия «Отрада мужей», или «Маска семейного благополучия», из‑за невозможности жены разговаривать с мужем», – уточняет экскурсовод. 

 

Также в экспозиции представлены и другие популярные маски современных итальянских мастеров: «Вольто», «Кот», «Коломбина», «Джокер». Подробнее о них можно узнать из описания на этикетках к экспонатам. 

В витринах под стеклом выделены девять предметов раритетных коллекционных экспонатов. Это интерьерные фарфоровые маски начала XX века. Работы современных отечественных мастеров арт-студии «Квадрат» экспонируются во втором зале. Это маски «Бабочка», «Джоли», «Луна» и другие. Создание мастерами «Венецианской дамы», стилизованной с помощью росписи и блёсток под гжель, а также маски в стиле стимпанк позволили отойти от сложившихся традиций.

Для любителей фотографироваться создана интерактивная зона, где разместили три маски, которые можно примерить и оставить на память оригинальный снимок.

 

 

Выставка будет работать до 19 марта. 

Елена Ховхун

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×