Любовь с акцентом на время. В белгородском драмтеатре прошла премьера «Варшавской мелодии»
Историю любви в одном действии на малой сцене поставил режиссёр и артист БГАДТ имени Щепкина Андрей Зотов
-
Статья
-
Статья
Новый спектакль Белгородской драмы родился из читки «Варшавской мелодии» Леонида Зорина – части и дебюта театрального проекта «Наше. Всё». Спустя практически год, 4 февраля, артисты Роман Рощин и Валерия Ерошенко показали белгородским зрителям грустную, но светлую, проходящую сквозь годы историю Виктора и Гелены.
«Так сложилась жизнь»
Молодые студенты – будущая камеральная певица Геля и Виктор, который учится на винодела – встречаются в конце послевоенного 1946 года на концерте в Москве. На первый взгляд, они абсолютно разные: обаятельная и, кажется, кокетливая Гелена приехала из Польши учиться музыке в консерватории, Виктор – простой и открытый парень. Он «из школы ушёл воевать», «Гитлера не испугался», в памяти Гели жив ужас немецкой оккупации её родной Польши.
Впереди у них – два месяца искренней, чистой, может быть, первой любви, которую разрушит Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1947 года, запрещающий советским гражданам браки с иностранцами.
Они увидятся вновь в Варшаве спустя 10 лет. Повзрослевшие, со своими собственными жизнями. Гелена станет певицей, которую в городе все знают. Выйдет замуж за музыкального критика. Виктор будет виноделом, защитит диссертацию. Да и в Польшу он приедет, собственно, в командировку. У него есть жена, она хороший человек. Гелена, которая боится приезжать на гастроли в Советский Союз, чтобы не встретить Виктора, признается ему, что всё ещё его любит. Он грустно заметит, что так сложилась жизнь, и признается: «А жизни надо смотреть в лицо. И если я стараюсь сейчас не заорать, это не значит, что мне это просто».
Ещё через 10 лет жизнь сведёт их вновь в Москве. У Гелены – гастроли, Виктор – в командировке. Они оба состоялись в профессиях, но несчастливы в личной жизни. Они многого добились, но как будто бы чуть устали. Они – повзрослевшие, и тут как нельзя кстати придётся запомненное Геленой в юности от Виктора и произнесённое ей 10 лет назад: «Букет создаётся выдержкой».
Написанная в1966 году, пьеса Леонида Зорина отзывалась на события 20-летней давности. Сам автор определял главной тему обречённости. Он говорил: «…два человека, когда они, наконец, встречаются, могут соединиться. Но уже нечем соединяться».
У поставленного Андреем Зотовым спектакля, как и у пьесы, – открытый финал.
Но, как отмечает режиссёр, ему хотелось, чтобы зритель вышел из зала с мыслью, что герои спектакля ещё могут быть счастливы вместе.
«Мне бы очень хотелось, чтобы они обрели друг друга. В процессе постановки мне настолько стали близки эти персонажи, что захотелось, чтобы они были вместе», – добавил Зотов.
Надежда остаётся
В феврале прошлого года в театре стартовал проект «Наше. Всё». Открыли его читкой «Варшавской мелодии». За Гелену и Виктора тогда тоже читали артисты Валерия Ерошенко и Роман Рощин. Практически спустя год новый спектакль – история любви в одном действии – вошёл в репертуар Белгородской драмы.
«Это такая вечная история, трогательная и щемящая, прекрасный зоринский текст пьесы, который даже читать одно удовольствие, а уж как‑то его примерить на себя, сыграть…Это история, подобная массе других, которые всегда будут актуальными и всегда будут интересным. Потому что люди всегда любят и ненавидят, всегда встречаются и расстаются», – объяснил выбор пьесы для постановки Андрей Зотов.
Для него это уже вторая режиссёрская работа в театре, где Зотов служит артистом.
По его словам, исполнителями ролей он также изначально видел Ерошенко и Рощина.
«Они прекрасные артисты и супруги в жизни. Поэтому какие‑то точки соприкосновения им было найти проще», – добавил Андрей Зотов.
Художником-постановщиком спектакля стала Марина Шепорнёва. Её сценографическое решение постановки позволяет артистам и зрителям в пространстве малой сцены переноситься в Москву и Варшаву, в консерваторию, музей, общежитие и гримёрную певицы Гелены.
— В чём, по‑вашему, трагедия отношений Виктора и Гелены? И есть ли она вообще, эта трагедия? – спрашиваю у Андрея Зотова.
— Трагизм в том, в какое время они встречаются. В принципе эта история могла происходить в любое время: и раньше, и позже, и наверняка ещё и будут такие истории. Но они попадают как раз в такое время. И это влияет на их отношения, но, мне кажется, это вторично здесь. Первична история их любви. Потому что в любой любви бывают какие‑то препятствия, которые приходится преодолевать. Будь то внешние препятствия, будь то препятствия внутреннего характера, именно какие‑то душевные переживания. Но автор поместил этих персонажей именно в такую эпоху. Для меня лично, как я хотел бы всё‑таки историю видеть, эти внешние обстоятельства должны быть вторичными, потому что главное – любовь. И надежда на совместное будущее, которая остаётся.
«Они ещё любят»
«Варшавская мелодия» вошла в репертуар многих театров ещё с конца 60-х, и до сих пор эта постановка не сходит с подмостков. Виктора и Гелену воплощали в жизнь разные актёрские дуэты. Тем интереснее знать, какими увидели своих героев Роман Рощин и Валерия Ерошенко.
«На читке мы про характеры не говорили, не рассуждали. Когда начали с Андреем Юрьевичем делать спектакль, не стояло вопроса, какие Виктор и Гелена. Потому что это могут быть абсолютно любые молодые люди. Неважно, с каким они темпераментом, характером – кто угодно мог попасть в такую ситуацию. И не знаю, как можно было её решить: уехать в Варшаву, уехать в деревню и просто жить… Когда обсуждали с режиссёром, решили сделать их максимально счастливыми. Правильные они, наверное», – говорит Валерия.
К слову, так как её Гелена – певица, то артистка тоже поёт на сцене. Заменённая на существующую в пьесе польскую песню «Страшне чен кохам» («Страшно люблю»), в её исполнении звучит Ne me quitte pas («Если ты уйдёшь»).
«Порядочные, – добавляет Роман. – Обыкновенные порядочные люди».
Валерия и Роман – муж и жена. По их словам, это позволяет им быстрее вживаться в роли влюблённых на сцене.
«Момента притирки в том, чтобы поцеловаться, не существует. Но зато с другим артистом я бы так не спорила на репетициях», – рассказала Валерия.
«Такой же вопрос задавали после спектакля «С любимыми не расставайтесь». И тогда я сказал: «Нет, мне сложнее». А сейчас я понял, что мне абсолютно комфортно работать с артисткой Валерией Ерошенко. Мне намного сложнее было бы, если бы другая артистка играла эту роль», – добавил Роман.
Каждый из артистов по‑своему видит трагедию отношений Гелены и Виктора.
«Мне кажется, трагедия в том, что по‑хорошему они просто должны быть вместе. Но Виктор говорит: «Так сложилась жизнь». Таких ситуаций много в нашей жизни, вокруг и около. Наверное, что‑то похожее происходило с любым человеком, но в их историю вмешалась и история государства. Их трагедия в том, что они по‑настоящему любили друг друга, но не остались вместе», – считает Роман.
Валерия отмечает:
«Они связались вместе почему так сильно? Потому что война только прошла, ничего хорошего ещё не было у них, и то светлое, что с ними происходило, их и держало. И трагедия в том, что они как раз и любят друг друга. Очень сильно и по‑настоящему. Если бы они встретились через время, и поняли, что у каждого другая семья, всё прекрасно – можно отпустить прошлое… А они ещё любят».
Рощин резюмирует:
«Мы пьесу немного сократили под формат малой сцены и сейчас упускаем, что у каждого нет детей, они нашли утешение только в профессии. И если бы они были счастливы через 20 лет, то не было бы никакой трагедии! А так они несчастливы, из через 20 лет у нас повторяют те же фразы, что говорили тогда. Они должны были, но не остались вместе».
Послевкусие – это вкус, который остаётся после, объясняет в спектакле Виктор юной Геле. У «Варшавской мелодии» есть своё послевкусие. Кому‑то оно покажется светлым и мимолётным, а кому‑то терпким, с оттенком настоявшейся любви.
В следующий раз спектакль на малой сцене покажут 18 февраля.
Оксана Придворева