Виктор Ольшанский. «Зимы не будет!» Нереальная история на реальных событиях в двух частях. Белгородский государственный академический драматический театр имени М. С. Щепкина. Режиссёр – Игорь Ткачёв. Художник-постановщик – Марина Шепорнёва.
Занавес раздвигают постепенно, медленно впуская зрителя в расширяющееся пространство современной сказки. Именно так – сказка – определил жанр «Зимы не будет!» (2005) её автор Виктор Ольшанский. Современный драматург известен в литературных и театральных кругах своими историями часто иносказательного, притчевого характера. Они по-доброму смешны, сентиментальны и в то же время трагичны. Такова и «Зимы не будет!» – история пожилой матери (пенсионерки Паши Большой), оставленной, забытой своим взрослым сыном (Петей). И тех, кто вновь возвратил смысл в её жизнь – живых существ, явленных в образе кошек (их природа не запятнана в отличие от человеческой), которые нуждаются в этой женщине и преданы ей.
Между тем в спектакле Ткачёва за кошачьими образами легко угадываются дети улиц. Николай Ильдиряков (Одноглазый), Антон Блискунов (Рыжий) и Роман Рощин (Тощий) – актёры не играют пародии на животных, а точно создают образы подростков: у каждого из них свой не по возрасту тяжёлый багаж и отношение к миру, этим багажом скорректированное. Одноглазый всегда был рядом с тётей Пашей, но всё же познал боль. Персонаж Ильдирякова внутренне чувствителен и печален, а внешне – стоик. Он приемлет всё без тихого укора, но готов бороться за то, что для него действительно важно, готов жертвовать собой ради других. Рыжий – кот, недавно оказавшийся на улице. Блискунов воплощает образ мечтателя, романтика. Мягкого, но решительного, когда речь идёт о его мечте. Он наполнен надеждой, верой в то, что хозяйка не предала его, что она обязательно вернётся за ним. И переживёт полный крах, когда эту его веру разрушат. И только у Тощего до встречи с Пашей Большой не было никого, кто бы о нём заботился, любил. Отсутствие этого опыта ведёт как раз к отсутствию веры в любовь, в жизнь без предательства у героя Рощина. Он дерзкий скептик, который в конце эту любовь обретёт.
Первые минуты спектакля – развёрнутая пластическая зарисовка: коты танцуют брейк, паркурят (хореограф – Александр Малахов), барабанят по мусорным бакам, точно музыканты рок-группы. К слову, любопытно, как в спектакль драматического театра достаточно органично проникают элементы театров физического, как эта зарисовка, и визуального (скажем, видеопроекции фотографий героев и прошлой, более счастливой жизни Паши Большой). Наконец, они успокаиваются на шиферной крыше дома (которую расположили в просцениуме) и ведут свой незатейливый разговор. Временами свои реплики коты читают как рэп – возникает интересный эффект: совсем по-другому воспринимается текст, для озвучивания которого выбрана необычная речевая стратегия.
Но вот хип-хоп (автор музыкального оформления – заслуженный работник культуры России Руслан Родионов) сменяется волшебной мелодией «Вальса Амели» Яна Тирсена – и в их маргинальный мир попадает кошечка Новенькая. Новенькая Оксаны Катанской – существо трепетное, милое, искреннее. С этим персонажем связан мотив первой любви. Она нравится Тощему, в неё влюблён Одноглазый. Интересно, сцена борьбы за Новенькую решена как танцевальный батл.
Ткачёв организует два повествовательных плана: кошачий мир и реальность Паши Большой. В начале он сталкивает их как две формации – урбанизм нового времени вступает в конфронтацию с деревенской культурой, уходящей в прошлое. Впервые появившись на сцене, Паша Большая спотыкается (ей непросто войти в пространство мегаполиса, шаг этот вынужденный) и падает прямо на авансцену. Она лишняя в большом городе с его сумасшедше пульсирующий ритмом, суетой, в которой никому нет друг до друга дела. И место женщины оказывается где-то на его задворках. Она существует в огороженном периметре (визуальное решение и атмосферу которого так точно создала Марина Шепорнёва): живёт в тонаре, где когда-то продавали овощи и фрукты (о том напоминает лишь оставшиеся на выцветшей вывеске буквы – «…щи и фру…»), возле мусорных баков, за испещрёнными граффити заборами.
Анна Краснопольская, исполнительница роли Паши Большой, выберет исповедальную интонацию для своего монолога-воспоминания о том, как всё именно так случилось. Предстанет сидящей на краешке кровати, выхваченной светом прожекторов из мрака сцены, – балансирующей на пограничье яви и сновидения. Героиня Краснопольской не инфантильна, а по-детски непосредственна, местами наивна и совсем беззлобна. Безропотная в своём горе, Паша Большая никак не может отпустить своего сына Петю, продолжая ждать его.
И сцена их неожиданной встречи, подстроенной котами, станет кульминацией спектакля, скорой и неловкой для обоих. Поставленная перед выбором: жизнь в квартире с сыном или её коты, тётя Паша окончательно простится с Петей и позволит котам поверить: предательства не будет.
Эпизодическую роль Пети играет Дмитрий Евграфов. В красном спортивном костюме, в шлёпках, сын тёти Паши – этакий гопник, несамостоятельный без своей жены Молчидуры (Ольга Решетова). Персонажи не очень хорошо, схематично прописаны в пьесе. Но у Евграфова и Решетовой выходят выпуклыми, невероятно комичными. Между тем существующий на бытовом, сатирическом уровне повествования персонаж Евграфова напрямую связан с более общим смыслом спектакля – об одиночестве человека и о том, как возникает родство душ между чужими людьми и как оно по непонятной причине умирает между близкими.
Интересны образы Фордфокуса и Милиционера. Фордфокус – автомобиль Пети, вступивший в сговор с котами и примчавшего сына к матери. Воплощает его Илья Васильев. В потёртых джинсах, майке, с характерным акцентом он – забавный обрусевший американец с перебитым носом, супермен, готовый прийти друзьям на помощь. В Милиционере, герое Андрея Зотова, по временам попадающем в микрокосм пенсионерки и котов, борется человек-функция и человек humanus. Это подчёркивает световое решение и мизансценическое. Человек с форменной фуражкой появляется в таинственном мерцающем мраке на авансцене. Лицо, подсвеченное фонарём, чёрные провалы глаз и деланный зловещий хохот – возникает такой эффект чёрной комедии, когда он, как представитель власти, гонит Пашу Большую из тонара. Но стоит ему снять фуражку, как мрак отступает, он становится добрым Василием, который сидит в обнимку с тётей Пашей в глубине сцены, переживая, волнуясь за её судьбу.
Существует в этом периметре ещё один персонаж – Дерево, чьи листы печальной тенью ложатся на землю, предвещая: «Зима близко». Нина Кранцевич в этой роли – дух дерева, оживший тотем, принявший вид ребёнка цветов, хиппи. Безучастный, равнодушный к происходящему (глаза её закрыты – очки в стиле Леннона, уши тоже – наушники), соотносящийся лишь с одним вечным законом – природным, этот дух – своеобразные часы спектакля: упадёт последний лист – наступит зима, от холода в неотапливаемом тонаре погибнет тётя Паша, а без неё и коты.
На перекрёстке судеб этих героев, их разговоров прорастает очень внятное повествование об истинах, не делимых на старые и новые, тех, что сопровождают человечество всегда. И об искренности, которая во все времена одна. О том, что каждый из нас хочет обрести своё место рядом с близким преданным человеком. Всем нужно тепло. Всем нужен дом. Чувствительная? Да. Трогательная, обаятельная, смешная. Горькая? Да. Трагичная в конце. Пронзительная сцена финала – смерть как сон, как прекрасная сказка. Коты устраивают «листопад наоборот» – возвращают листву Дереву. Но это своеобразный переход в инобытие. Времени с этого момента нет. «Под небом голубым есть город золотой…» – поёт Гребенщиков. И тихо падают хлопья снега. Здесь теперь вечно Паша Большая и её коты будут вместе под сенью Дерева, которое уже никогда не потеряет свои листья, а значит, никогда больше зимы не будет.
Премьера «Зимы не будет!» состоялась 28 марта. Следующий показ спектакля – 16 апреля.