«Дальше – больше». Почему Вячеслав Толочко стал режиссёром волоконовского театра
Историю театральной самодеятельности в Волоконовке узнали «Белгородские известия»
-
Статья
-
Статья
Она уходит в 20-е годы прошлого века, когда люди репетировали в избах-читальнях, а на концертах было больше агитации, чем искусства. Постоянный народный самодеятельный коллектив театра сформировался в 1960-е. Всю эту длинную историю Вячеслав Толочко узнал, когда сам стал частью театра.
Про театр в жизни…
Вячеслав Толочко выбрал учёбу по целевому набору, чтобы затем вернуться в волоконовский Центр культурного развития. На тот момент руководила театром Александра Ивановна Прилуцкая, с ней Вячеслав поставил свой первый спектакль «Мамуля» («Яблочко от яблоньки») по пьесе московского драматурга Сергея Белова, а также сыграл в нём главную роль.
— Два вора-домушника под видом коммивояжёров приходят грабить квартиру. Я, переодетый в женщину, прихожу, чтобы ограбить людей, а к ним приезжают родственники, и нужно показаться мамулей. С этого и началась моя театральная деятельность, – рассказывает он.
— Значит, пока учился в школе, не было мысли, что предстоит тут творить?
— Пока учился в школе, даже не знал, что у нас в Волоконовке есть театр. Я из Пятницкого, оттуда почти не выезжал, у нас были свои новогодние спектакли в школе, КВН. Было интересно, хотелось этим заниматься, наверное, поэтому и принял предложение о целевом обучении на режиссёра.
— Ребёнок из района выбрал профессию режиссёра любительского театра. Родители не задали вопрос: «А чем будешь на жизнь зарабатывать?»
— Я пошёл учиться на режиссёра театрализованных представлений и праздников. Родители по этому поводу вообще не переживали, они сказали: «Если не поступишь – пойдёшь в армию». Я поступил и на первом курсе не понимал, куда попал, столько всего было необычного, нового. К такому я не был подготовлен. Первые два года изучали классическую режиссуру, и меня поразило, насколько она обширна. К третьему курсу пришло понимание, что от меня требуется, сформировалась сплочённая группа из 10 человек, и мы стали полноценной творческой единицей. После института я всё же пошёл в армию и после – в январе 2017 года – пришёл сюда работать, Александра Ивановна тогда должна была уходить на пенсию, и мы начали трудиться вместе, можно сказать, она подготовила плацдарм.
…И жизнь в театре
— Александра Ивановна руководила театром 18 лет, а тут приходит мальчик какой‑то, и значит, грядут неизбежные перемены. Как вас восприняла труппа?
— Тепло. Мы начали работу над «Мамулей», Александра Ивановна давала рекомендации, я прислушивался. Слава богу, так сложилось, что мы быстро нашли общий язык с труппой. За «Мамулей» поставили спектакль по А. Н. Островскому «Доходное место», где я играл Жадова. Мне легко работать, потому что каждый из актёров понимает: если я что‑то прошу, то на сцене это надо сделать. С этим спектаклем мы в 2020 году участвовали в областном фестивале-конкурсе на соискание премии имени М. С. Щепкина. Поставили пьесу, сделали три показа. Потом пришлось заменить актёра на роль Вышневского, заново всё выучить, отрепетировать, снять ролик и… подвёл ковид. Мы прошли в финал конкурса, но из‑за пандемии не смогли показать спектакль, пришлось прекратить участие.
— Как часто вы ставите новые спектакли?
— До пандемии со взрослой группой ставили раз в год, потом пришлось всё творчество поставить на паузу, сейчас репетируем «Труфальдино». С детьми занятия не прекращали, ставили новогодние спектакли, последний – «Приключение Сказки»: девочка Сказка встречается с Временем и путешествует, наводя суету. До этого были «Хранители времени» по мультфильму.
— За два пандемийных года взрослая труппа не распалась?
— Все остались, и ещё два человека добавились.
— Вы всех желающих берёте?
— Даже если нет особого таланта, но есть огромное желание – будем рады, поработаем над тем, чтобы убрать зажатость на сцене. Но желающих немного, если бы были показы, может быть, приходили бы чаще. До пандемии мы поставили два взрослых спектакля, пять детских, мюзикл, два театрализованных представления антинаркотической направленности и одно про заложников концлагерей.
— Как вы выбираете репертуар?
— По интересу, по желанию. «Труфальдино» предложила наша актриса. Я посмотрел фильм с К. Райкиным, решил переработать и поставить мюзикл. На сцене соберём три коллектива: «Визави», юношеский «Нон-Стоп» и «Россияночка». Всего будет задействовано 35 человек.
— Ого, это уже заявка на постановку в областном театре! Хотели бы стать его режиссёром?
— Боюсь, не потяну (смеётся). Амбиции, конечно, есть и желание тоже, но я понимаю, что пока мой уровень – это вот здесь. Если получится воплотить что‑то действительно шедевральное, уверен: там заметят. Тем более мы общаемся с Марией Рогожинской с БГЦНТ, она руководитель театральной деятельности по области. Это, кстати, была её идея подаваться на конкурс им. М. С. Щепкина.
Очередной рубеж
— Был в вашей жизни ещё один конкурс – «Молодость Белгородчины». Расскажите про него, что для вас значит победа?
— В этом году по распоряжению губернатора Вячеслава Гладкова премию участникам повысили в 10 раз и это стало сильным стимулом участвовать, заявок было много. Мы отправляли на рассмотрение жюри портфолио, снимали с детьми видеоролики, показывали, чем занимаемся.
— Как узнали, что вышли в финал?
— Я был на репетиции. Звонит начальник районного управления культуры и молодёжной политики Инна Косарева: «Поздравляю!» Я спрашиваю: «С чем?» Говорит: «Вы победитель». И у меня сразу так легко на душе – фууух, не надо ни за что переживать, мой директор будет счастлив, мы входим в рейтинги, всё прекрасно! На награждение я ездил лично, сертификаты вручал Вячеслав Владимирович в овальном зале, даже фотография в районной газете вышла. Победа – это очередной рубеж.
— Куда дальше?
— Дальше – больше, может, на Россию подадим. В первую очередь это оценка со стороны: люди увидели, что мы работаем, значит, всё делаем правильно. Стоит идти дальше, трудиться больше, воплощать свои, может быть, безумные идеи.
— О, расскажите про безумные идеи.
— В «Хранителях снов» Ледяной Джек летает с помощью ветра. Мы соорудили систему тросов, и в определённый момент Джек взлетал – у нас, на сцене районного ДК! После спектакля мой руководитель из отдела культуры сказала: «Слав, мне очень понравилось то, что ты сделал, но, если бы ты это предложил в сценарии, я бы добро не дала».
Капля Голливуда
— Вам самому какие режиссёры нравятся?
— Мне ближе режиссёры кино, я обожаю Голливуд, в первую очередь Кристофера Нолана. Обожаю «Вселенную Марвел», у них в большинстве случаев сценарий прописан идеально, персонаж полностью раскрывается. Мне очень нравится трилогия про нового Человека-паука. Это то, как нужно снимать: сначала герой таков, какой есть, а к финалу он взрослеет и полностью меняет своё мировоззрение.
— Вам хотелось бы попробовать себя в киноиндустрии?
— Я думал. Но это совершенно другая профессия, иное отношение к процессу, там покадровое создание единого целого, и, мне кажется, это сложнее.
— А поработать с профессиональными актёрами вам было бы интересно?
— Интересно было бы у них поучиться.
Беседовала Ирина Дудка