Возвращаться стыдно
«Визави» переводится как «напротив, друг против друга». Это название закрепилось за любительским театром пять лет назад. Но театральная жизнь зародилась в Волоконовке ещё в 1924 году. В то время репетировали в избах-читальнях, постановки были не похожи на современное искусство. Самодеятельные концерты проходили в формате «синей блузы» – так называли вид агитационных выступлений. Только после войны, в 1960-х годах, сформировался народный самодеятельный коллектив из рабочих, служащих, учителей и пенсионеров.
Сегодня театр «Визави» возглавляет режиссёр Александра Прилуцкая. Родом она из Шебекинского района, но судьба привела её в Волоконовку.
«Я даже не знала, что существует такая профессия, как режиссёр. А в детстве мечтала стать лётчицей, потом трактористкой, к концу школы – учителем. Но не поступила в педагогический институт, на сочинении провалилась, а домой возвращаться стыдно, – вспоминает Александра Ивановна. – Знакомые посоветовали поступать в культурно-просветительное училище в Белгороде».
После окончания её распределили в Шебекинский район, где она отработала три года и вернулась в Белгород. В 1970-х годах трудилась в Доме культуры железнодорожников им. В. И. Ленина и во Дворце культуры «Юбилейный» витаминного комбината. Ей нравилась работа, хотела развиваться, поэтому Прилуцкая получила высшее образование в Орловском институте культуры. В 1992 году переехала в Волоконовку, на родину мамы, чтобы ухаживать за ней.
«Тяжело было переезжать, расставаться с Белгородом, я переживала, похудела на 12 кг», – говорит Прилуцкая.
В то время волоконовский театр был на замке, не нашлось руководителя и вдохновителя. На помощь пришла Александра Ивановна, она возглавила его в 2000 году. И первым же спектаклем по мотивам пьесы Михаила Задорнова «Последняя попытка» защитила звание народного.
«Первое время ставили классику, она мне нравилась, и люди с удовольствием смотрели. Актёрами тогда были культработники. Костюмы одалживали в театре имени М. С. Щепкина, со временем нам доставались их списанные костюмы, – признаётся режиссёр. – Но однообразная классика надоела, и мы взялись за современную драматургию. Актёрам не нравились современные пьесы, многие отказались играть.
От воспитателя до медсестры
В труппе Прилуцкой занимаются разновозрастные актёры от 17 до 40 лет. Большинство уже сыграли по два-три спектакля. В коллективе 12 человек из разных сфер жизни: работники суда, школьники, сотрудники администрации, культработники, пенсионерка, домохозяйка, рабочие, медсёстры, воспитатели.
«У нас не сидят готовые люди под каждую роль. Мы ищем, добираем. Иногда даже в газету объявление даём», – объясняет руководитель.
Театр выступает в Волоконовке и районе, участвует в театральных фестивалях в Белгороде и Губкине, выезжает с представлениями в Валуйки, Новый Оскол. Перед закрытием сезона и летними каникулами актёры поставили современную комедию-фарс «Мамуля (Яблочко от яблоньки)» по пьесе московского драматурга Сергея Белова.
«Сценарий зацепил меня сразу. Я люблю, когда всё происходит в действии, нет пауз и нотационных разговоров, а сюжет закручивается, закручивается, – делится она. – Мы начали спектакль необычно. Перед основным действием объявили: «Уважаемые жители и гости Волоконовского района, у нас появились мошенники…», дальше рассказали о них, так ввели зрителей в сюжет. Для большего эффекта в зал вышли двое полицейских и с фонариками просмотрели ряды».
В год театр «Визави» ставит два спектакля, не считая новогодних постановок и участия актёров в других мероприятиях. Билет стоит 50 рублей. Зрителей приглашают лично, расклеивают афиши, пишут в соцсетях, на сайтах, в газете и дают объявление на радио. Так что зрители стекаются отовсюду.
«Роли распределяю, учитывая опыт актёров, вижу, на что способен человек. Когда приходит новичок, роль выдаю, отталкиваясь от возраста, внешности. К нам не часто приходят новые, в прошлом году один такой актёр на репетициях себя никак не проявлял, долго текст учил. Я думала, это провал, уже смирилась, но во время спектакля человек раскрылся, не прятался, не молчал, подыгрывал, импровизировал», – рассказывает Прилуцкая.
Случайных нет
Декорации в театре «Визави» минимальные, только чтобы подчеркнуть место действия. В последнем спектакле использовали свет, чтобы обозначить комнату со столом, стулом.
«Но для одной постановки мой муж сколотил из досок большую мельницу с крыльями и лестницей, по которой актёры забирались наверх, – вспоминает режиссёр. – Для большей реалистичности на крышу положили мешки, а по краям поставили плетёную изгородь с перевёрнутыми горшками».
Репетируют актёры два раза в неделю, иногда засиживаются до позднего вечера. А перед премьерой прогоняют сценарий каждый день.
«Современные люди не обладают хорошей памятью из‑за большого количества информации, они много времени проводят за компьютером, – считает Александра Ивановна. – Память никто не тренирует. Иногда актёры до последнего репетируют с листочком в руке, тогда никакой игры не получается».
По словам Прилуцкой, успех постановки зависит от слаженности коллектива, взаимопонимания, помощи и осознания роли.
«Каждый хочет хорошо выступить, не потерять лицо на сцене, ведь на спектакль приходят близкие, друзья, коллеги. Никто не хочет опозориться, чтобы в него тыкали пальцем», – отмечает режиссёр.
За время работы она поставила 15 детских и 14 взрослых спектаклей, но каждый раз волнуется, как перед первым.
«Провальных спектаклей у нас ещё не было, но боюсь потерять тот уровень, которого достигли, не собираюсь опускать планку. С каждой постановкой мы развиваемся, растём, лучше работаем со светом, используем музыкальные и танцевальные приёмы, которые придают зрелищность, – уверяет Прилуцкая. – На спектакль приходят те, кто понимает искусство, стремится к нему приблизиться».
Что вам даёт театр?
Елена Кульчихина:
«В театр пришла, чтобы занять свободное время, проявить себя в чём‑то помимо работы. Опыта до этого не было, коллега сыграла в двух спектаклях и пригласила меня попробовать. Думала, не справлюсь, не выйду на сцену. Но страх проходит, когда понимаешь, что не можешь подвести людей, которые стали уже друзьями. Когда вживаешься в роль, выступаешь, то получаешь удовольствие, забывая обо всём. Потом хочется ещё пережить эти эмоции, и ты идёшь репетировать новый спектакль. Мы не профессиональные актёры, у нас есть недочёты и недостатки, но если спектакль понравился хотя бы одному зрителю, значит всё было не зря».
Лариса Калашникова:
«В труппе я уже пять лет. Пришла на спектакль как зритель и решила попробовать себя в этой сфере. Театр – это общение, разгрузка после сложной работы (Лариса работает помощником председателя судьи – прим. ред.). Трудности бывают перед каждой постановкой: сложно прочувствовать роль, представить своего героя, сыграть, всё‑таки мы не актёры. Вживаюсь в роль постепенно. На репетициях отчитываем текст, подсказываем друг другу, даже спорим иногда. Каждый вносит что‑то своё, а дома учим слова. Коллеги и близкие с пониманием отнеслись к моему увлечению, поддерживают меня и приходят на спектакли».
Елена Щеблыкина:
«Я занималась в театре малых форм, когда училась в шестом классе. Через год Александра Ивановна предложила сыграть главную роль во взрослом спектакле «Фанатки» по пьесе Родиона Белецкого. Чтобы хорошо сыграть, надо понять героя, кем он является, какие у него эмоции, что чувствует, представить его особенности. Перед первым спектаклем заучивала слова, а теперь читаю и сразу запоминаю. Вжиться в роль помогает Александра Ивановна и остальные участники театра. Не зря он народный, каждый актёр что‑то вносит в постановку. Сейчас учусь в 11-мклассе, чувствую себя увереннее, перестала бояться сцены, и память хорошая».