В Белгороде выступил Московский театр неслышащих актёров «Недослов»
Проект белгородского отделения Всероссийского общества глухих «Вижу и чувствую глазами» поддержал Фонд президентских грантов
-
Статья
-
Статья
Музыкальный спектакль, который показали в ДК «Энергомаш» 17 сентября, был ориентирован на взрослых – в зале собралось более 400 зрителей. А до этого театр представил детскую постановку «Коробка с карандашами» – на неё пришли 250 детей с нарушением слуха.
Зрительно и обострённо
«Наш проект имеет интересное название «Вижу и чувствую глазами». В его рамках мы провели пять экскурсий для глухих людей. Побывали в Воронежской, Липецкой и Белгородской областях. Пригласили театр сразу на два спектакля – детский и взрослый, к сожалению, драмтеатр и театр кукол у нас в городе недоступны нашему зрителю. Также мы смогли организовать туристический трансферт для зрителей из других городов», –рассказал председатель регионального отделения Всероссийского общества глухих Юрий Шашнин.
По его словам, люди с нарушением слуха воспринимают информацию зрительно и обострённо. Они видят картину, людей, считывают информацию и общаются на жестовом языке. Поэтому их надо воспринимать как иностранцев.
2022 год для «Недослова» юбилейный. Театр начал 20-й театральный сезон гастролями в Белгороде. Спектакль о Великой Отечественной войне прошёл в приграничном районе с неспокойной обстановкой.
«У нас в театре труппа инклюзивная. В неё входят режиссёры-постановщики, художник по свету, звукорежиссёр – это слышащие люди, а актёры – у нас все с нарушением слуха. Все они выпускники единственной в мире Российской государственной специализированной академии искусств. Вуз даёт высшее образование по направлению «культура», «хореография». Наша труппа создана на базе одного из выпусков курсов, хотя за 20 лет туда уже добавлялись и другие артисты», – рассказал директор театра «Недослов» Сергей Бидный.
Спектакль о сложном времени
Чтобы спектакль был понят зрителями, жестовый язык на сцене отрабатывала постановщик русского жестового языка, профессиональный сурдопереводчик Варвара Ромашкина. Интересно, что именно она сопровождает на жестовом языке телевизионные выступления президента Владимира Путина, когда он обращается к населению.
«Основой спектакля стали 14 песен о войне, связанных между собой по смыслу. Актёры на сцене поют, сопровождая текст пластическим рисунком. У нас есть ребята, которые служат в Московском государственном театре мимики и жеста. Другие играют в обычных профессиональных театрах, например, Оля Тимофеева в театре «Этаж». Есть актёры из Губернского театра, которые заняты в пластическом спектакле Сергея Землянского «Калигула», – объяснил Бидный.
Председатель комитета Госдумы по вопросам собственности и имущественных отношений Сергей Гаврилов, обращаясь к актёрам и зрителям, отметил:
«Театр «Недослов» показывает уникальный спектакль о сложном времени, которым живёт и сейчас наша страна, о судьбах, встречах и расставаниях, сражениях, материнской доле, смысле жизни нашего народа, и всё это собрано в удивительной пластике артистов».
Начальник отдела по работе с общественными организациями министерства общественных коммуникаций области Михаил Зосименко сказал:
«Хочется, чтобы из этого спектакля вы вынесли такие нужные слова как любовь, дружба, поддержка, взаимовыручка, взаимопонимание, которых так часто не хватает в сегодняшней жизни».
И зрители, и выступающие благодарили автора проекта «Вижу и чувствую глазами», председателя регионального отделения Всероссийского общества глухих Юрия Шашнина. А Сергей Гаврилов отметил, что в зале присутствуют родители организатора – они могут гордиться своим сыном, который за два года проявил себя как талантливый руководитель.
Мурашки по телу
Спектакль прошёл на пронзительной ноте. Игра артистов заслужила самых высоких оценок.
На сцене все люди с ограниченными возможностями здоровья, но у кого‑то имеются остаточный слух, что позволяет ориентироваться на счёт и нижний диапазон звучания. Под фонограмму актёры двигались, а режиссёр-постановщик вёл из зала счёт и как бы дирижировал ими. Самое сложное – это добиться синхронности, когда актёры стояли спиной к зрителю, а значит, и к режиссёру. По словам постановщика Елены Бидной, в этом им помогло партнёрство, долгие репетиции, сценический рисунок.
Кульминацией стала песня «Алексей, Алёшенька, сынок!». Завершился спектакль морем цветов и аплодисментов.
После спектакля зрители поделились с «БелПрессой» впечатлениями.
Надежда Салькова из Старого Оскола:
«Мы не первый раз приезжаем. В прошлом году смотрели «Любовь и голуби», очень понравилось. Сегодняшний спектакль для нас очень интересен, после пандемии мы наконец‑то стали чаще встречаться. Мне запомнилась песня «Алексей, Алёшенька, сынок!», особенно когда ты видишь её на жестовом языке и понимаешь, что сюжет доходит до глухих. Я думаю, что всем понравилось».
Вера Шамраева из Белгорода:
«Очень впечатлило действие на сцене, такой красивый жестовый язык, я потрясена. Выхожу с необыкновенным впечатлением, эти эмоции надолго останутся. Мне очень было полезно как человеку, изучающему жестовый язык. А ещё эстетически очень красиво на сцене. Артистам хочу передать низкий поклон: такая насущная тема для меня, как патриота, – мурашки по телу от каждой песни».
Елена Кузьминова, председатель Курского регионального отделения Всероссийского общества глухих:
«Со мной приехало 40 человек. Хочу поблагодарить Юрия Шашнина за то, что пригласил и дал возможность получить удовольствие от спектакля. Плакала, когда смотрела песню «На безымянной высоте».
Елена Ховхун