«Экспозиция ожила». В Белгороде завершили капремонт и реставрацию музея-диорамы
«БелПресса» рассказывает о том, как изменилось экспозиционное и технологическое наполнение музея
-
Статья
-
Статья
3 августа, в преддверии открытия, обновлённый музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление» провёл первую презентацию для СМИ.
«Космический корабль»
Для тех, кто непосредственно участвовал в создании новой экспозиции, вчерашний визит стал, естественно, не первым.
«Я подсчитал: только с 1 июля я захожу сюда 38-й раз, – признался министр культуры Белгородской области Константин Курганский. – Целиком же капитальный ремонт музея-диорамы длится с 2020 года, а реставрация художественного полотна – с апреля 2021-го».
Вначале открытие обновлённой диорамы анонсировали 9 мая 2022 года, затем 12 июля. Наконец, объявили итоговую дату – 5 августа.
К этому дню в здании провели массу строительных работ, обновили инженерные коммуникации, технологическое оснащение – всё, что не видно посетителям, но без чего невозможно экспонировать уникальное художественное полотно размером 67 х 15 м (площадь 1 005 кв. м).
«Оно требует определённых температурных условий, влажности и так далее, – пояснил главный инженер техотдела музея Владимир Афоничев. – Кондиционеры и другое оборудование мы заменили полностью. Кое‑что из этого теперь у нас самое современное в Белгороде. По сравнению с тем, что было, это какой‑то небольшой космический корабль».
Перед художественным полотном в музее специалисты московской Студии военных художников имени М. Б. Грекова натянули новый светоотражатель. Само полотно и предметный план перед ним тоже почистили.
«Те, кто посещал диораму в течение минувших лет и посетит сейчас, конечно, увидят разницу, – уверен Константин Курганский. – Картина и предметы заиграли свежими красками, изображение стало лучше, так как его очистили от пыли».
По словам министра культуры, во многом это была даже не пыль (всё же в музее достаточно чисто), а то, что приносят с собой каждый год сотни тысяч посетителей: остатки ороговевшей кожи, ворсинки от тканей.
Главный хранитель музейных предметов Игорь Павленко не скрывает гордости: отреставрировано сочленение полотна и предметного плана. Теперь почти не видно, где заканчивается картина и начинаются реальные предметы перед ней.
Теперь – мультимедиа
Гостей сразу после входа встречает в белоснежном холле, как и прежде, огромный макет ордена Отечественной войны I степени, которым Белгород был награждён в 1980 году. Обстановка строгая, торжественная.
Под орденом в застекленной подпольной витрине – военные артефакты. На боковых стенах размещены две мультимедийные панели. На них горит огонь, но если прикоснуться – можно почитать сведения о диораме, о наполнении выставочных залов, об ассортименте сувенирной продукции.
Лестница на второй этаж к основной экспозиции теперь оснащена механизмом для подъёма колясочников.
«35 лет назад это здание было построено ради одной картины, знаменитого на всю страну цельнотканого полотна с изображением Прохоровского танкового сражения. Поэтому музей-диорама всегда испытывал проблемы с экспозиционными площадями», – рассказал Константин Курганский.
Выходом стали мультимедийные устройства. Сенсорные инфопанели теперь расставлены повсюду. Практически в неограниченном количестве они вмещают всё, о чём раньше рассказывали бумажные документы, фотографии, таблички с подписями к экспонатам.
«Здесь размещены энциклопедия войны, энциклопедия Курской битвы», – отметил старший научный сотрудник Максим Бирюков.
Экспозиция приспособлена для людей с ограниченными возможностями. Барельефный портрет генерала Ватутина выставлен не просто так: рядом с ним шрифтом Брайля помещена информация для слабовидящих. Ощупывая пальцами сам портрет, они могут понять, каким был генерал внешне.
Оживить экспозицию
Музей-диорама – не просто набор экспонатов в витринах. Последовательное движение посетителей от витрины к витрине, из зала в зал, элементы оформления интерьеров – всё посвящено единой концепции. Её разработало бюро «Архитектура музея» из Санкт-Петербурга. Руководитель компании Юлия Алюшина знакома белгородцам по созданию музея бронетанковой техники в Прохоровке.
«В основе нашей концепции – волна огня, которая ведёт посетителя по экспозиции, – рассказала «БелПрессе» автор концепции. – В воспоминаниях о битве, которые мы изучали, очевидцы говорили, что это была сплошная полоса огня».
По словам Юлии, задача была – оживить экспозицию. Статичный манекен генерала Ротмистрова в блиндаже можно увидеть рядом в фильме на мультимедийном экране – в исполнении актёра генерал движется, отдаёт распоряжения.
«Основная наша задумка размещена в преддиорамном зале, – пояснила создатель экспозиции. – Вячеслав Владимирович [Гладков] очень просил, чтобы у нас было что‑то такое особенное, чего нет нигде в России. И мы реализовали концепцию скрытой экспозиции – это кинетическая витрина, впервые разработанная именно для этого музея».
Раздвижные лепестки витрины раскрываются – и появляется спрятанная за ними выставка с рассказом об оккупации Белгорода.
«Другая наша идея – чтобы полотно диорамы не открывалось перед зрителями сразу, – раскрыла секрет Алюшина. – Те, кто бывал в Риме и искал фонтан Треви, знают, что к нему нужно долго-долго идти по узким улицам, и потом вдруг открывается вся его громада. Наш посетитель вначале знакомится с событиями, происходившими перед сражением. Затем оказывается в полной темноте (те же очевидцы говорили, что земля и небо на Прохоровском поле словно поменялись местами, было темно, как ночью). На раздвижных дверях демонстрируется короткий фильм, затем двери расходятся – и открывается вид на полотно».
Видео Олега Гончаренко
Живая картина
На балконе, с которого зрители смотрят на полотно, появились бинокуляры – вроде тех, что стоят на смотровых площадках с пейзажами. Через них можно не только в подробностях рассмотреть фрагменты живописного полотна – они оснащены дополненной реальностью. Смотря сквозь окуляры на картину, можно видеть повсюду рассыпанные виртуальные метки.
«Многие персонажи и сцены на картине взяты из реальности. Вон, видите, танкист с огромной бородой, на нём есть метка, наведите окуляр», – посоветовал старший научный сотрудник музея Александр Кадира.
Последовав совету, можно прочитать всплывшую в бинокуляре информацию о том, что это знаменитый Григорий Пэнэжко – Герой Советского Союза, давший обет не бриться до полной победы над Германией. Побрился он сразу после Парада Победы на Красной площади, его друзья тут же разобрали бороду на сувениры.
Тут же можно увидеть Пэнэжко и на мультимедийном экране. Изображающий его актёр зачитывает воспоминания ветерана. Такие технологии применены в прохоровском Музее тыла.
По 30 человек
Здание музея-диорамы невелико. Пропускную способность в нём ограничили до 30 человек единовременно, иначе им в тесных пространствах придётся толпиться. По будням это не должно причинять неудобств. Но в дни праздничных ажиотажей меры регулирования будут усиливать.
«Билеты на участие в экскурсионных группах в таких случаях можно будет забронировать в интернете, на сайте «Культурный регион». Какое‑то количество билетов можно будет взять вживую, в кассе музея. Просим посетителей отнестись с пониманием: конечно, можно запустить 100 человек, но они не смогут ощутить всего эффекта от новой экспозиции», – пояснил Константин Курганский.
Индивидуальные и групповые посещения будут разделять. В определённые часы дня – только экскурсия, в другие часы – только отдельные визиты.
«Уже с 5 августа мы будем водить костюмированные экскурсии, – рассказал министр культуры. – В подготовке экскурсоводов мы сотрудничаем с крупными федеральными военными музеями».
О бесплатном входе
Принимая решение об обновлении музея-диорамы, губернатор Вячеслав Гладков не только заявил, что она должна стать одним из лучших музеев в стране. Он подчеркнул: вход в такой музей должен быть бесплатным. И пообещал, что область будет возмещать учреждению доходы, выпадающие из‑за отсутствия продажи билетов.
Вход будет действительно бесплатным, подтвердил министр культуры. А кроме компенсации от правительства области, у музея есть другие источники доходов.
«Это могут быть какие‑то платные интерактивные программы, квесты. Разные активности внутри и вокруг диорамы дадут возможность зарабатывать деньги. Будем развивать и использование Пушкинской карты. Конечно же, мы понимаем, что музею необходимо жить, есть какие‑то бытовые вещи. Министерство культуры будет это держать на особом контроле», – пообещал Курганский.
«Бытовые вещи», о которых говорит министр – в музейной практике это, например, необходимость внезапных ремонтов, закупка новых экспонатов, возможность отправки сотрудников в служебные командировки, выплата премий. На всё это нужны средства, не предусмотренные в бюджете, так называемый внебюджетный фонд.
«Также у нас можно приобрести сувенирную продукцию. Среди платных услуг – индивидуальные посетители могут взять напрокат аудиогид по экспозиции», – дополнила замдиректора музея по научной работе Валентина Павлова.
Также в диораме восстановлена технология смешанной реальности. Она здесь появилась в 2020 году
«Каждый раз, приходя сюда, я нахожу для себя что‑то новое, – признался Курганский. – Используя каждый метр этого небольшого здания, мы постарались, чтобы экспозиция ожила. Надеемся, что это оценят и посетители».
Режим работы музея-диорамы в праздничные дни 5–7 августа и расписание экскурсионных групп приведены на его сайте.
Группы будут формироваться каждые 30 минут.
Олег Гончаренко