В Белгородском художественном музее открылась первая выставка в жанре ню
-
Новость
-
Новость
Экспозиция «Загадка природы» включает 62 произведения живописи, графики и скульптуры из музейных фондов.
24 июня в худмузее открылась первая со дня его основания выставка, посвящённая обнажённой натуре. В экспозиции – произведения мастеров из России, Литвы, Украины, Армении, Киргизии, Польши, Франции. Среди них весьма известные: автор знаменитого логотипа журнала «Юность» Стасис Красаускас, классик советской живописи Макс Бирштейн.
Представлены и работы белгородцев: Григория Гритчина, Михаила Добронравова, Виталия Леуса, скульптора Александра Пшеничного. Выставлена цветная линогравюра «Доброе утро» Станислава Косенкова из серии «Белгород – город первого салюта» с изображением матери и ребёнка на узнаваемом городском фоне.
Большинство работ – жанр ню в его чистом виде. Такие произведения у художников называются, как правило, просто «Обнажённая». Варианты: «Обнажённая модель», «Обнажённая в интерьере», «Сидящая обнажённая». Есть и сюжетные произведения: «Субботний вечер» народных художников СССР братьев Алексея и Сергея Ткачёвых – обнажённая женщина вышла зимой из парилки и умывается в сугробах. На живописном полотне «В мастерской» народного художника РФ москвича Сергея Гавриляченко художник пишет стоящую перед ним модель.
«Вершина творения создателя – человеческое тело. Совсем необязательно раздевать его глазами, но рисовать его, чувствовать эту пластику – такое счастье, чистота, искренность. Это так совершенно, что, наверное, поэтому, в художественных институтах обязательно рисование обнажённой натуры. У меня в институте даже пластическая анатомия шла с обнажённой натурой», ‒ рассказала художница Ольга Попова.
Председатель регионального отделения Союза художников РФ Юрий Чернышёв пояснил, что изображение ню – высший класс в процессе подготовки мастеров изобразительного искусства. Вначале – геометрические формы (шар, куб), потом гипсовые головы, затем – натура. По его словам, сегодня этого в специализированных учебных заведениях становится всё меньше, и такие выставки, как нынешняя, для студентов бесценны.
Для белгородцев это важно, например, в связи с тем, что их всё чаще окружают изображения людей на муралах. Далеко не всегда создающие их молодые художники умеют передавать в рисунке человеческую анатомию. Горожане недовольны, и в некоторых случаях изображения приходится перерисовывать.
«Изображение обнажённой фигуры в экспозиции нашего музея всегда выглядит эстетично, элегантно, грациозно, завораживает зрителя с первой минуты», – дополнила заведующая отделом культурно-образовательной деятельности музея Юлия Евсюкова.
Выставку ню в художественном музее хотели сделать ещё 30 лет назад. Помешала косность высших руководителей, их неготовность к смелым шагам.
«К этому празднику музей шёл более 30 лет, ‒ рассказала куратор выставки Галина Половина. – В начале 1990-х мы привезли выставку литовского фотохудожника Римантаса Дихавичюса «Цветы среди цветов», очень целомудренную, нежную, эстетичную. Она была уже смонтирована, СМИ дали анонс, ранее она показывалась в других городах. Но накануне к нам пришёл большой начальник, посмотрел, и сказал: «Очень красиво. Но белгородский зритель до этого не дорос».
Директор художественного музея Татьяна Лукьянова отметила, что выставочная политика учреждения строится, в основном, так, чтобы показать то, чего в Белгороде нет.
«Например, мы привозим искусство Западной Европы или дореволюционной России, – подчеркнула Татьяна Александровна. – Но наши собственные фонды хранят немало сокровищ, и ими также следует делиться, делать больше выставок из собственного собрания».
Выставка «Загадка природы» будет работать до 21 августа.
Олег Гончаренко