Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
06 мая 2022,  17:27

Белгород на полотне: каким изображали наш край до революции и в первой половине ХХ века

Художественно-исторический экскурс от «Белгородской правды»

Белгород на полотне: каким изображали наш край до революции и в первой половине ХХ века«Белгородский пейзаж», Юлий Феддерс
  • Статья
  • Статья

Летом 2020 года газета опубликовала материал «Белгород просится на полотно» – о том, какими видели столицу региона и её окрестности местные и заезжие художники в разные годы. Каждое из созданных ими и дошедших до нас изображений старого Белгорода бесценно. Краеведы Александр Лимаров, Василий Обидченко и другие по крупицам собирают их в Интернете, покупают на западных онлайн-аукционах.

Благодаря тому, что они охотно делятся в Сети результатами своих поисков, плоды их трудов систематизирует Белгородский художественный музей. За полтора года, прошедших с нашей первой публикации, его сотрудники собрали много новых сведений – и помогли нам в подготовке очередного материала.

Спасибо немцам и голландцам

На дошедших до нас планах Белгорода XVIII–XIX веков есть схематические изображения отдельных построек. Но полноценными произведениями искусства их не назвать. Самые ранние из известных на сегодня настоящих городских пейзажей принадлежат гравёрам из Германии и Голландии.

С XVIII века Белгород был важным транспортным узлом. Через него шёл путь из Петербурга и Москвы на юг России, в Крым. Некоторые из многочисленных путешественников умели рисовать. Благодаря им и появились первые живописные виды Белгорода в середине – последней трети XIX века.

В 1840–1841 годах немецкий зоолог, профессор колледжа Каролинум в Брауншвейге Иоганн Генрих Блазиус (1809–1870) со своим другом Александром Кейзерлингом совершил исследовательскую поездку по Восточной Европе, Северной и Южной России. Её результаты он в 1844 году опубликовал в книге «Путешествие по Европейской России». На одной из ксилографий (иллюстратор книги остался неизвестным) изображены Преображенский собор и перед ним – Гостиный двор. На дальнем плане просматривается здание присутственных мест.

С такого же ракурса изобразил этот пейзаж потомственный голландский гравёр Дирк Вейбранд Толленаар (1808–1858) во время поездки по России в 1845–1847 годах. Только добавил на передний план людей.

 

Латышский певец Белгородского края

Мы уже рассказывали про живописные образы провинциального Белгорода и его окрестностей российского художника латышского происхождения Юлия Феддерса (1838–1909). В последней трети XIX века основоположник латышской художественной школы жил в Белгороде, преподавал здесь рисование и черчение. И создал ряд живописных местных видов.

«Нам удалось уточнить некоторые атрибуции картин Феддерса, связанных с Белгородом, – рассказывает сотрудник Белгородского художественного музея Наталья Гончаренко. – Например – «Заброшенная известковая печь». Работа художника под таким названием была представлена на годичной выставке Академии художеств в 1883 году. В.Ф. Зуев в «Путешественных записках от Санкт-Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 г.» писал, как из мелового камня выжигают известь: «Делают печи в самой той горе, где ломают, вырубая стену так, чтобы с трёх сторон не нужно было складывать из кирпичей, а четвёртую и своды делают кирпичные».

На полотне «Белгородский пейзаж» (1880) предположительно изображена паромная переправа через Донец у села Соломино Белгородского района. А какую именно улицу на картине «Улица зимой в Белгороде» Феддерс написал в 1886 году, сейчас уже не установишь.

 

«Размещение паломников в Белгороде 2–4 сентября 1911 года», газетный рисунок «Размещение паломников в Белгороде 2–4 сентября 1911 года», газетный рисунок

Кухня для паломников

В 1911 году Белгород стал местом проведения крупномасштабных торжеств, посвящённых прославлению святителя Иоасафа Белгородского. В город стали прибывать крестные ходы из различных губерний Российской империи. Они были определённым образом организованы с утверждением списков паломников и маршрута следования.

Широко известны сделанные тогда цветные фотографии Сергея Прокудина-Горского. Но куда менее известны зарисовки для газет того времени, где художники также показывали массовые шествия в Грайвороне и Белгороде. На одном из рисунков интересные бытовые подробности – как паломников размещали в палатках и кормили из полевой кухни.

Белгород глазами белочехов

Сегодня благодаря краеведу Александру Лимарову у нас появилась возможность показать на газетных страницах рисунки чешского легионера Ото Матоушека, который в составе армии в 1916–1917 году находился в Белгороде и на досуге рисовал (мы рассказывали о нём в прошлой публикации). На одной из работ изображён легко узнаваемый центр города со стороны Харьковской горы. На другой – часть улицы Октябрьской, которая сохранялась в таком виде практически до настоящего времени.

Не так давно обнаружилась новинка из той же серии. На аукционе ebay.de появились ксилографии с видами Белгорода, выполненные чешским художником М. Кратохвилом (имя неизвестно) в те же годы, что и акварели Матоушека – вероятно, для тех же членов Чехословацкого легиона.

 

«Руины Белгорода», Филипп Сачко, 1943 год «Руины Белгорода», Филипп Сачко, 1943 год

Не музыкой единой

Зарисовки белгородских домиков делал в 1919–1920 годах Евгений Иванович (Эйжен Янович) Букке (1877–1920) – русский композитор, дирижёр, хормейстер и педагог. Он основал в Курске симфонический оркестр и хор, руководил несколькими музыкальными кружками для пролетариата.

Когда Курск захватили белогвардейцы, эвакуировался с семьёй из города. В Российском национальном музее музыки хранятся две его акварельные зарисовки из Белгорода. Они сделаны в последний год жизни Евгения Букке – он скоропостижно умер от тифа.

В годы войны

Как известно, Белгород был дважды оккупирован фашистскими войсками. Одним из тех, кто в такое тяжёлое время создавал виды Белгорода, был Филипп Сачко (1914–1977).

«Это советский живописец, член Союза художников СССР, участник Великой Отечественной войны, – поясняет Наталья Гончаренко. – Он известен также военными видами Калининграда, Харькова. Работы Филиппа Сачко представлены в Центральном музее Вооружённых сил в Москве, в музее-панораме «Бородинская битва».

На одном из европейских интернет-аукционов в начале 2010-х годов продавались созданные в мае-июне 1943 года акварели неизвестного немецкого автора. Можно предположить, что этим туристом был художник роты пропаганды. Его рисунком был проиллюстрирован выпуск газеты Ost-Front от 25 июля 1943 года (статья «Белгородская битва»).

Позже, в 1944-м, зарисовки уже освобождённого Белгорода делал белгородский художник И. И. Егоров. О нём упоминают краеведы Александр Дороган и Анатолий Крупенков. Последний в своей книге «Пройдёмся по старому Белгороду» писал, в частности:

«Виселицу с повешенными на ней людьми на фоне Преображенского собора и бака запечатлел после освобождения Белгорода местный художник И. И. Егоров на картине «Жестокая расправа». Виселица представляла собой довольно высокое деревянное четырёхугольное сооружение с помостом, поднятым метра на два от земли, на который обречённые на смерть поднимались по деревянной лестнице».

В послевоенные годы наступила эпоха бурного развития белгородской темы в изобразительном искусстве. Когда в 1954 году область обрела самостоятельность, строить новый регион массово приехали специалисты всех сфер деятельности. В том числе и художники, создавшие и создающие тысячи произведений о Белгородской области и её людях.

Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×