Как грайворонские школьники снимают мультфильмы
В тонкости мультипликационных съёмок вместе с детьми погрузилась «Белгородская правда»
-
Статья
-
Статья
В августе 2021 года Грайворонский центр детского творчества запустил проект «Лига талантов Грайворонщины». Спустя месяц, с началом учебного года, в рамках проекта открылась мультипликационная студия.
Задействованы все
«В чём заключается смысл проекта? В том, чтобы объединить наших талантливых детей, – рассказывает директор центра Евгения Крамская. – Над одним мультфильмом у нас трудится очень много ребят. Задействованы буквально все!»
Так, мультипликаторы разрабатывают схему и образы героев мультфильмов, юные художники рисуют фоны и декорации, мальчишки и девчонки из театральной студии всё озвучивают, а ребята из четвёртого объединения подбирают музыку.
Проект получил грант Президентского фонда культурных инициатив, благодаря которому в конце прошлого года в студии появилось новое профессиональное оборудование: графические планшеты и ноутбук, фотоаппарат, манеж для объёмной анимации и многофункциональная мультстудия для плоскостной и объёмной анимации.
«Здесь несколько стёкол, несколько уровней. Чем выше располагаются фигуры, тем крупнее картинка, – объясняет руководитель студии Анастасия Картавцева. – За счёт использования разных уровней она получается более реалистичной, кажется более объёмной».
Заглянуть в студию
На одной стене кабинета висит большой плакат с названием проекта и изображением кинокамеры, на соседней – несколько распечаток с кадрами из мультфильмов и краткими подписями. Например, один из листов посвящён первому в мире кукольному мультфильму «Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами», который в 1912 году снял русский режиссёр и оператор Владислав Старевич.
«На самых первых занятиях у нас была теоретическая часть: я рассказывала об истории мультипликации и её видах, показывала ролики о том, как делаются мультфильмы. Затем проводили тестовое занятие: дети смотрели мультфильмы и определяли, с помощью какой техники они выполнены», – вспоминает Анастасия Картавцева.
Потом начали снимать мультфильмы. Тогда работали ещё с самодельным оборудованием, которое закреплялось на краю стола. На штативе устанавливали телефон, настраивали камеру и делали кадры, передвигая бумажные фигурки на столе. На пробу брали сказки: «Репку», «Курочку Рябу». Когда появилось профессиональное оборудование, перешли к съёмкам авторских мультфильмов. Идеи и сюжеты предлагали грайворонские ребятишки.
«Так как мы кураторы и организаторы многих творческих конкурсов, то видим одарённых деток и знаем, что у нас много талантливых ребят в области литературного творчества. Поэтому запустили конкурс произведений, из которых потом создали банк авторских сценариев», – говорит Евгения Крамская.
На первый конкурс прислали свои стихи, сказки и рассказы 26 детей. После чего началась работа именно в студии. Сначала юные мультипликаторы зачитывают друг другу вслух присланные сочинения, советуются, решают, что им больше всего нравится. Затем выбранная история перерабатывается в сценарий – расписываются сцены, реплики. Следующий этап – раскадровка маркерами на доске.
«Раскадровка помогает представить картинку будущего мультфильма. Этот этап можно пропускать, но он детям очень нравится, – улыбается Анастасия Далеровна. – Так ребята лучше понимают, как мультфильм снимать, сколько героев надо создавать, какие у них должны быть образы».
Слово – детям
Регулярно в студии занимаются около 60 детей, но сейчас за рабочим столом сидят шестеро: Карина Худоярова, Марина Сарыгина, Миша Картавцев, Саша Калинин, Костя Золотарёв и Настя Гребенюк. Все они учатся в 3 «Б» классе Грайворонской школы им. Шухова.
«Я сюда уже больше трёх месяцев хожу!» – деловито говорит Костя.
Сидящий рядом Миша спешит добавить:
«А я больше четырёх!»
«Мы тут снимаем мультики. Я вот свой уже почти полностью сняла, осталось только озвучить и смонтировать. Он про то, как два друга летят на Луну и потом возвращаются. Я просто увидела, что тут кто‑то слепил макет глобуса, и мне пришла в голову такая идея», – рассказывает Марина.
В её руках – комочек пластилина, который девочка старательно разминает: скоро он превратится в нарядную шляпку для будущего персонажа мультфильма.
Одна из задач объединения – познакомить детей с разными видами и техниками мультипликации, и как раз сейчас на очереди именно объёмная пластилиновая анимация. Ребята уже продумали фон и начали делать героев для мультфильма «Обычный школьный день». Карина показывает на выстроенных в ряд готовых пластилиновых человечков, уточняет: она сделала девочку в фиолетовом свитере и белых штанишках.
Предыдущий авторский мультфильм под названием «Русская лапта» был снят в технике бумажной перекладной анимации. Юные мультипликаторы вместе с ребятами из других творческих объединений работали над ним весь декабрь.
«Русскую лапту» было очень здорово делать, хоть и долго, – говорит Костя. – Сделал мультик, и сразу чувствуешь себя настоящим мультипликатором».
На вопрос, что было самым интересным во время работы над мультфильмом, ребята отвечают наперебой: кому‑то больше всего понравилось вырезать персонажей, кому‑то – передвигать готовые фигурки, меняя кадр.
«А мне особенно нравится снимать: нажимать на кнопочку и фотографировать, – говорит Миша. – У каждого из нас было примерно по десять кадров. И мы спорили, кто будет снимать свои десять кадров первый, кто – второй, третий».
«Больше всего запоминаются первые кадры – вступление. Когда его делаешь, прямо на душе хорошо и спокойно становится. А когда заканчиваем и смотрим готовый мультфильм, то нам приятно, и мы очень гордимся своими результатами», – делится Карина.
Свобода и развитие
Главный принцип работы студии – самостоятельность её участников. Дети сами выбирают истории, которые хотят экранизировать, сами разрабатывают образы героев, рисуют и планируют. Педагог только направляет, не ограничивая при этом свободу фантазии.
«Самое приятное в работе – эмоции детей. Когда они заинтересованы происходящим, начинают что‑то своё добавлять, когда у них новые идеи, – уверена Анастасия Далеровна. – А самое сложное – организовать их. С детьми надо дружить, понимать их и немножко давать волю, чтобы им было комфортно и свободно, хотелось сюда приходить».
В ближайшее время Центр детского творчества запустит второй конкурс сценариев. В отличие от первого, куда принимали работы про школу и школьную жизнь, в этот раз организаторы ждут сочинения на тему здоровья и медицины. Лучшие снова экранизируют.
«Я давно мечтала, чтобы у нас была своя мультстудия, и наконец‑то всё получилось. Да, конечно, мы ещё не профессионалы, нам расти и учиться. Но это очень интересно для всех. Дети объединяются общим делом, отвлекаются от всего ненужного в Интернете, смотрят и делают что‑то доброе и полезное. Я считаю, это хорошо», – отмечает Евгения Крамская.
По её словам, направление оказалось очень востребованным, и поэтому в Центре детского творчества намерены его активно развивать. Например, педагог хочет пройти дополнительные курсы по графической анимации, чтобы начать работать с планшетами. В ближайших же планах – каждый месяц выпускать по одному авторскому мультфильму. Следить за успехами ребят можно на страничке Центра детского творчества в социальных сетях.
Александра Токтарёва