Софья Орешкина: «Ничего не мешает тебе стать интересной частью города»
Кто создаёт в Белгороде современное искусство
-
Статья
-
Статья
Софья Орешкина – графический дизайнер и куратор белгородских выставок современного искусства. Прошлым летом она собрала в творческое объединение белгородских художников и провела серию перформативных выставок на разных городских площадках.
Мы поговорили с ней о современном искусстве в Белгороде: о чём хотят рассказывать молодые художники, какой диалог готов воспринимать зритель и как показать своё творчество публике.
Ах, финисаж!
Спешу к Соне на финисаж выставки «Это я» – это её первая персональная выставка-самоидентификация в культурном центре «Октябрь». Слова «вернисаж» и «финисаж», конечно, и до Сони употреблялись кураторами выставок, но именно она ввела их в обиход молодёжного творческого сообщества Белгорода. Вернисаж – торжественное открытие выставки, а финисаж – закрытие.
Пока еду, читаю посты ребят, которые уже выложили в соцсети свои впечатления от выставки и поделились фото одной из работ:
«Не знаю, дело в сочетании цветов или в манере художника передавать форму, но тревожность – самая первая эмоция, которая считывается при взгляде на работу. А ведь действительно: стоит включить новости, прислушаться к разговорам случайных прохожих, и сразу начинаешь чувствовать, что уровень давления растёт», – пишет автор поста.
Работа «Это я» имеет всего три основных цвета: чёрный, белый и красный. Соня говорит, что эти цвета как раз о равновесии: черный и белый здесь – инь и янь, а красный – праздник (например, в Японии это цвет радости и солнца).
Именно эта работа была написана в сложный период жизни художницы:
«На этой работе были другие рисунки, и мне они не нравились, когда я их закрашивала – просто выплеснула все эмоции наружу. Получилось закрашивание прошлой жизни. Мне и сейчас непросто на неё смотреть, а один парень на вернисаже сказал: «О, это моя самая любимая работа!». Меня это очень удивило, потому что я писала её после больших изменений в своей жизни и она олицетворение депрессивного эпизода».
Софье Орешкиной 27 лет. Экспозиция состоит из 27 её работ, но написаны они в последние три-четыре года творческой биографии. С 6 лет она занималась в художественной школе, потом училась в БГТУ им. Шухова по направлению «дизайн архитектурной среды». Затем в Санкт-Петербурге поступила в Школу нового искусства при Музее нонконформистского искусства.
«Очень важно, чтобы работа не была пустой»
— Ты куратор, организатор и в то же время художница. Как ты сама себя идентифицируешь?
— Я думаю, что можно назвать меня творческим деятелем, потому что я занимаюсь в основном графическим дизайном, это моя главная работа, которая приносит доход. Но всё же кураторство и творческие практики – это большая часть моей жизни. Наверное, это характеризует меня как многогранную личность, и это – составляющая личного бренда.
— Сейчас есть такая тенденция – внимание к личному бренду, все об этом говорят…
— Потому что это важно, особенно для художников. Создать из своего творчества бизнес-модель. Это моя проблема. Я изначально не рисую для продажи. Для меня это тяжело. Вчера вот хотели приобрести несколько работ, а я понимаю, что делала их не для продажи, и не могу с ними расстаться.
— Но ты собираешься когда‑нибудь продавать свои работы?
— Конечно, мне хочется. Просто я вообще не умею продавать, для этого тоже нужен талант. У художника должен быть посредник. Есть фильм «Шедевр», в котором менеджер бегает за художником и просит нарисовать картину, а тот говорит, что у него депрессия. Конечно, там всё гипертрофировано, но всё же мысль верна: важно найти человека, которому ты будешь доверять, потому что он будет преподносить тебя массам.
— Расскажи, как происходит отбор работ других художников, когда ты готовишь групповую выставку?
— Кураторство часто напоминает менеджерскую деятельность. Я зову ребят, которые не просто мне нравятся, я вижу в них потенциал и смысл в том, что они делают. Это очень важно, чтобы твоя работа не была пустой. Неважно, музыка это или танец, нельзя просто нарисовать одну картину, у тебя должна быть задумка, проект в голове.
«Это тоже часть выставки?»
— У вашего творческого объединения уже прошло несколько выставок. Что вы успели сделать с момента создания вашего союза?
— Первая выставка – «Поэтика пространства» – проходила на улицах Белгорода, она была несанкционированная, мы монтировали копии работ, плакаты и фотографии и оставляли их на улицах. Потом был фестиваль «Белгород в цвету», там мы тоже готовили общую выставку – «Искусство в уличной среде». Третья была в центре «Октябрь», она называлась «Зелёный день Х» и проходила в рамках экофестиваля. Четвёртая выставка с улицы перебралась в ЦМИ, и её дополнили новыми работами. И пятая выставка – «Это я», получается, моя персональная. Это единственная выставка без экспликаций (пояснений – прим. авт.), потому что я хотела, чтобы люди сами подумали. Но вообще мы стараемся показывать очень лояльный образ современного искусства.
— Как этот образ воспринимает зритель?
— Бывало такое, что стоит стремянка, мы делаем монтаж или демонтаж выставки и кто‑нибудь из прохожих говорит: «О! Это тоже часть выставки?» А иногда люди искренне спрашивали о чём‑то, потому что современное искусство может быть настолько неожиданным, что и лестница посередине комнаты – это объяснимо. Так что я вижу, что многие хотят понять и даже поучаствовать в процессе.
Проблемы современности
— В последней вашей групповой выставке участвовали десять авторов. Расскажи о них, кто это?
— Объединение DZHART – Анна и Ева Джафаровы, они близняшки, за ними очень интересного наблюдать. Сами они говорят о себе так: «Мы вдохновляемся людьми».
Руслан Куликов – до мозга костей творческий человек, он музыкант; помимо инсталляций, у него есть живопись, а ещё он фотографирует. В его творчестве насущные темы, он живёт на хуторе, и экология для него – не просто слово.
Никита Клён – мне кажется, это человек-сенсация. Он и куратор, и режиссёр, столько всего интересного собрал в своём творчестве. Про него много можно говорить и говорить.
Анастасия Лукша – она чувственная, и её творчество очень чуткое, мечтательное: тени, ветки, птицы, небо. Мне нравится её посыл, потому что он глубокий, она не просто порхает, как бабочка. Её видеоарт на выставке в ЦМИ был о том, что всё забито информационным шумом и нужно разбить стекло, чтобы просто начать чувствовать.
Ольга Алексеенко романтичная и очень многогранная. У неё есть свои техники, свои задумки, все её работы детализированы, в них много любви. Я бы сказала это про атмосферу.
Ксения Логвинова присоединилась к нам на одну выставку, у неё был интересный фотопроект о своей семье. А вообще она сурдопереводчик.
Веирхо – это тоже новый человек в команде, он пишет стихи. Таких самородков, как он, очень мало. Это зачастую исключение. Он рефлексирует о насущном: происходит ситуация – и он переживает её.
Никита Шевченко – очень сложный человек, странник. Его работы про эмоции, он собирает кусочки, взгляды. Мне кажется, фраза «застрял в текстуре» – это про него. У Никиты много работ в разных техниках, он просто ничего не показывает. Кстати, видео на мою выставку «Это я» готовил он: работы мои, а смонтировал он.
— Твои работы тоже говорят о том, что ты сложный человек. Здесь много иронии, прослеживаются проблемы современности.
— К сожалению, это наша реальность: ты ищешь себя как личность, но сталкиваешься с такими проблемами, с которыми не должен сталкиваться в молодом возрасте. Вообще, я, когда создаю коллаж, не всегда думаю, о чём он будет. Видимо, проблема сама вырывается наружу.
Возможность взаимодействовать
— Хотела спросить тебя про ещё один проект – который называется «Структура».
— «Структура» – это онлайн-журнал. Я вернулась в Белгород (тогда обучалась ещё в Петербурге), и нам нужно было сделать проект. Я решила показать локальную структуру: музыканты, художники, различные артисты. Мне хочется находить интересных людей и помогать им реализоваться хоть немного. Вытаскивать их. Не у всех есть возможность куда‑то ездить, а наш город маленький. Но тебе ничего не мешает стать интересной частью этого города, самому создавать культурную движуху.
Я готова помогать, мы готовы помогать. Всё не без сложностей. Я год назад написала у себя в дневнике, что хочу делать выставки, и через год стала их делать. Поэтому нет никаких преград, чтобы переехать куда‑то, как и нет ничего постыдного в том, чтобы потом вернуться назад.
— Что у вас планируется и как к вам присоединиться?
— Самая интересная задумка – это opencall «Открытые мастерские», проект по поддержке начинающих художников. Я буду вести отбор вместе с сотрудниками областного Центра молодёжных инициатив. Каждому, кто захочет поучаствовать, нужно будет подготовить портфолио, чтобы мы понимали, как сделать коллаборации и продумать сотрудничество.
То есть будет групповой проект. Но это не общая работа, а скорее просто возможность взаимодействовать при создании своих собственных работ. И, как итог, пройдёт групповая выставка. А чтобы присоединиться, нужно просто подать заявку.
Беседовала Людмила Матрёнина