Новая выставка Натальи Плешковой в Белгороде посвящена суровому стилю
-
Новость
-
Новость
В выставочном зале «Родина» открыта экспозиция «Пешеход» из 17 работ художницы.
Выставка объединила крупномасштабные полотна и совсем небольшие портретные этюды. Они передают чувства, переживания, мироощущение человека в атмосфере обыденной городской действительности.
Отдельные работы из этой серии были показаны на выставке художников трёх городов летом 2020 года, прошлой осенью на выставке «Художник и модель», а также на недавней областной отчётной выставке.
«Наконец, дело дошло и до того, чтобы показать этот мой цикл полностью на персональной выставке после работы над ним на протяжении полутора лет, – рассказала «БелПрессе» Наталья Плешкова. – Серия работ «Пешеход» начиналась с одноимённой работы, и я увлеклась темой существования человека в окружающей его жизненной среде. Либо это социальная, городская среда, либо он изображён изолированно, наполненный своими мыслями и переживаниями. Одним словом, фабула серии – образ путника, погружённого в социум, который его окружает и формирует».
Названия работ – «Телезритель», «Покупатель», «Абонент». Персонажи картин изображены в соответствующих жизненных ситуациях. По словам художницы, все эти образы она берёт с натуры, каждый день так или иначе наблюдая их на улицах, в транспорте, в магазинах.
«Я развила в себе наблюдательность, порой даже пяти секунд хватает, чтобы вникнуть в человека – в его психологию, пластику черт, – призналась Наталья. – Передаю всё это на картинах с использованием приёмов гротеска, острых лаконичных решений».
Многое из изображаемого художница наблюдает буквально из своего окна – во дворе, на стройке по соседству. Картина «Дискуссия», на которой живо беседуют двое мужчин, написана с реальных персонажей.
«Я много раз их видела, давно вросла и вникла в их состояние. Они всё время спорят о жизни, о политике. На лицах этих пожилых людей запечатлено социалистическое прошлое, мироощущение тех лет. В какой‑то степени это даже журналистика. Изображая их, я не транслирую свои внутренние ощущения, я именно изучаю и передаю натуру», – пояснила художница.
Наталья Плешкова называет эти свои работы критическим реализмом. Но согласна и с тем, что цикл «Пешеход» представляет собой пример нового прочтения сурового стиля. Это официальный термин: искусствоведы называют им жанр советского искусства второй половины ХХ века, когда простые, рабочие люди изображаются не по‑социалистически бравурно, а в будничной обстановке: усталыми после рабочего дня, за ужином, возможно, выпивкой.
Как рассказала заведующая сектором музейно-выставочной деятельности в «Родине» Виктория Дегтярёва, ранее Плешкова создавала произведения в жанре городского пейзажа, натюрморта, композиции по мотивам литературных произведений. Нынешняя тема, над которой художница работает с 2020 года, для неё – новое явление.
«И получилось здорово, она большая молодец! – отметила искусствовед, нынешняя сотрудница художественного музея, а в прошлом директор «Родины» Наталья Гончаренко. – Примерно каждые пять лет её бросает в совершенно непредсказуемые стороны, и всякий раз это огонь».
Выставка «Пешеход» будет работать до 18 июля.
Олег Гончаренко