Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
03 июля 2021,  16:08

В Белгороде открылась выставка ковров из Дагестана

В Белгороде открылась выставка ковров из ДагестанаФото: Владимир Юрченко
  • Новость
  • Новость

2 июля в четвёртый раз перед белгородцами раскрыл свои фонды Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой.

Продолжается серия мероприятий по нацпроекту «Культура» в честь 100-летия образования Республики Дагестан. На этот раз в художественном музее открыли выставку «Вдохновлённые ковром». Ковры в этом зале – впервые. 

В прошлом году здесь же показывали расписную керамику из аула Балхар. Недавно в литературном музее прошла выставка в честь поэта Расула Гамзатова, а в музее народной культуры показали дагестанские народные костюмы и предметы быта.

В этот раз в экспозиции представлено более 100 произведений. Это разные виды ковров и ковровых изделий, вплоть до предметов одежды. Хронологически они охватывают период со второй половины XIX века до наших дней. Выставлены различные аксессуары, инструменты ковроделия (прялки, гребни), посуда. 

Для наглядности выставку дополняют картины и рисунки дагестанских художников, на которых так или иначе изображено ковроделие или ковры. Из Махачкалы привезли даже ткацкий станок, на котором мастерица Джамиля Азиалова проводила мастер-класс для всех желающих.

 

«Нам показалось очень интересным провести параллель между коврами, живописью и графикой, – рассказала об идее создания выставки замдиректора дагестанского музея по научной работе, ответственный хранитель коллекции ковров и тканей Айшат Магомедова. – Всегда интересно компоновать разные виды искусств, создавать подобные смешанные выставки».

Ковроделие – один из самых развитых видов художественного творчества в Дагестане. Древнейшие, связанные с ним археологические находки в горной республике, датируются I –III тысячелетием до нашей эры. Ковровыми изделиями устилали полы, утепляли стены, покрывали детские люльки. Без ковров не обходились ни свадьбы, ни похороны.

Для Дагестана ковры были главнейшей статьёй местного экспорта, славились по всей Евразии. О том, как они ценились в России, упоминает в своей сказке «Кавказский чёрт» поэт и прозаик Саша Чёрный

«Под простыми гостями туркестанские ковры постланы, под княжеской роднёй – дагестанские».

 

Айшат Магомедова показала свою книгу «Дагестанские ковры». В ней – репродукции старых картин и фотографий.

«Вот на картине XIX века итальянца Адриано Чеччи мы без труда распознали традиционный ковёр сумах с характерными композицией и бордюрами, – рассказала «БелПрессе» она. – А вот фотография восточного кабинета графов Шереметевых в московском музее-усадьбе Остафьево. На ней мы видим типичный ковёр килим типа ширван, увешанный кольчугой и оружием. В России мода на кавказские ковры, старинное кавказское оружие и другие предметы декоративно-прикладного искусства появилась в середине XIX века после кавказской войны».

Большая часть выставки в Белгороде, по словам Магомедовой, посвящена нынешним реалиям коврового искусства в Дагестане. Ему сейчас непросто, но оно поддерживается усилиями мастеров-энтузиастов. Они работают в старинных техниках, и выполняют изделия на заказ. Ковёр из натуральной овечьей шерсти стоит от 30 тыс. рублей за квадратный метр. 

 

 

Выставка «Вдохновлённые ковром» будет работать до 22 августа. 

«А если всё сложится хорошо, то в следующем году в Белгород приедет выставка двух наших знаменитых ювелирных мастериц – это «серебряная легенда Кавказа» Манаба Магомедова (1928–2013) и Лейла Изабакарова», – поделилась Айшат Магомедова.

Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×