В Белгород из Рязани привезли 51 произведение искусства
-
Новость
-
Новость
21 мая в художественном музее открыли выставку «На перекрёстке культур», где представлена западноевропейская и русская дореволюционная живопись и графика.
Выставка – из собрания Рязанского государственного областного художественного музея им. Ивана Пожалостина.
Белгород уже в третий раз демонстрирует коллекции художественного музея Рязани – на этот раз по нацпроекту «Культура». И в рамках проводимой в Белгороде серии выставок «Достояние музеев России – белгородцам», на которых жители могут познакомиться с музейными собраниями провинциальных городов, редко ими посещаемых, в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга.
«Мы на этой выставке представили 51 произведение западноевропейских и русских мастеров – от голландских живописцев XVII века до художников конца XIX – начала ХХ века, – рассказала «БелПрессе» главный хранитель рязанского музея Светлана Есенина. – Постарались собрать и показать те пересечения, перекрёстки, где зарубежное и наше, отечественное искусство, совпадали в своих творческих устремлениях, взглядах, достижениях».
Белгородцам новая выставка интересна, главным образом, возможностью полюбоваться классическим искусством Западной Европы. В нашем музее оно не представлено – основу коллекции БГХМ, который существует с 1983 года, составляют произведения советских авторов.
Рязанский же художественный музей, один из старейших в России, располагает большим собранием картин, спасённых после революции из местных дворянских усадеб Барятинских, Белосельских-Белозёрских, Гагариных и многих других, с менее громкими фамилиями. Это произведения художников из Австрии, Германии, Голландии, Италии, Франции. Одни творили у себя на родине, другие – в России, которой посвятили жизнь и творчество.
Среди последних, например, Иван (Иоганн-Александр) Августович Вельц (1866–1926) – он родился в России в семье австрийского купца, принял русское подданство и был российским и советским художником. Или русские немцы Виктор Карлович Штемберг, Вильгельм Август (Василий Александрович) Голике, поляк Альберт Данилович Жамет. Или Лев Феликсович Лагорио – итальянец по происхождению, но русский художник-маринист, подмастерье и ученик Айвазовского. А швейцарец Гаспар Фоссати долгое время работал в русском посольстве в Стамбуле.
Специально к белгородской выставке рязанцы привели в экспозиционное состояние 15 произведений. Некоторые из них показаны широкой публике впервые: «Натюрморт с птицами» и «Иуда и Фамарь» неизвестных художников XVIII и XIX веков, пейзаж «В горах» работы немцев Карла Трибеля и Августа фон Ренцеля второй половины XIX века. Всю советскую эпоху и последующие годы эти картины хранились в фондах рязанского музея, пока до них не дошли руки реставраторов.
«Это говорит о том, что мы отнеслись очень серьёзно и постарались максимально показать белгородцам то, чем мы обладаем», – заверила Светлана Есенина.
Искусство чисто русских художников на выставке представлено рядом известных имён: Иван Крамской, Константин Маковский, Орест Кипренский, Генрих Семирадский и другие. Их произведения близки к работам европейских коллег стилистически или по теме.
Тематика картин разнообразна: пейзажи («Храм Весты в Тиволи близ Рима»), натюрморты («Натюрморт с птицами»), жанровые сцены («Хозяйка и служанка», «Пирушка»), библейские сюжеты («Бегство израильтян из Египта»). Немало портретов: на них, например, Павел Мельников – учёный-механик и инженер-генерал, один из авторов проекта железной дороги Санкт-Петербург – Москва, первый министр путей сообщения Российской империи, Ольга Скобелева – мать знаменитого «Белого генерала» Михаила Скобелева.
«Сегодня в обществе всё больше осознают роль культурного наследия, – считает директор белгородского музея, член областной Общественной палаты Татьяна Лукьянова. – Осознают, какой это важный и насколько неисчерпаемый ресурс, насколько потребность в нём существует в нас генетически: знать, чем люди раньше жили, чем интересовались, что они рисовали. Вплоть до бытовых условий их существования: от посуды до одежды и причёсок, которые мы можем видеть на старинных полотнах».
Выставка «На перекрёстке культур» будет работать до 27 июня.
Олег Гончаренко