В Белгороде открылась выставка «Город. Реклама. Искусство»
-
Новость
-
Новость
Экспозицию с таким названием разместили 12 февраля в белгородском художественном музее. В неё включили 27 графических листов, при этом треть экспонатов публика увидит впервые.
На каждой из представленных на выставке работ можно заметить рекламные вывески и плакаты, информационные стенды и указатели – элементы визуальной культуры, типичные для каждого города, провинциального или мегаполиса. Такие, на которые со временем горожане и вовсе перестают обращать внимание, а художники замечают и переносят в свои картины.
«Формируя экспозицию, мы сделали акцент на роли рекламы в организации городской среды. Мы хотели обратить внимание зрителя, как много значило это для профессиональных художников в прошлом веке. Во всех своих работах они уделяют большое внимание конкретике в оформлении фасадов зданий или улиц. Многие улицы здесь атмосферны и узнаваемы, будь то российские столицы или другие города», – объяснила идею выставки её куратор, старший научный сотрудник худмузея Анфиса Бердникова.
Разместили выставку в одном из залов постоянной экспозиции музея. Её особенность в том, что почти треть представленных здесь экспонатов белгородцы увидят впервые. Они недавнее музейное поступление. В белгородский художественный музей несколько сотен работ довольно известных и заслуженных советских художников передали из коллекции ликвидированной в 2017 году Международной конфедерации союза художников.
А остальные 19 графических листов выставили в экспозиции из собрания художественного музея, куда они поступили годы или десятки лет назад.
К примеру, в экспозиции внимательный зритель заметит две работы заслуженного художника РСФСР Георгия Храпака – «Ленинград. Дождливый день» и «Тоннель на площади Маяковского». Одна из них в коллекции музея недавно, другая хранится в фондах давно. Ещё один автор, Василий Сигорский, специализировался на полиграфии, сотрудничал со многими издательствами и переносил на бумагу собственное видение города. К примеру, столицы в серии «Наша Москва». В экспозицию из неё включили «Таганку».
«Он мастер передачи цветной графики, формирования пространства из локальных плоскостей, максимально всё приближает к плакату, при этом сохраняя перспективные особенности. Сигорский очень резко отличается от Храпака, несмотря на то что они работают, в принципе, над одной темой. У Храпака более живописный подход, а у Сигорского всё высушено, выверено, более графично», – сравнила двух авторов Анфиса Бердникова.
Выставка «Реклама. Город. Искусство» в первую очередь ностальгическая: работы датируются серединой 60-х – началом 90-х годов прошлого столетия.
«Художники поставили своей задачей запечатлеть меняющуюся атмосферу того времени, жизнь, которая кипит на улицах, – это не программные работы, а всё‑таки авторские, личные», – отметила куратор выставки.
При этом почти каждая работа требует рассмотреть её внимательно, чтобы не только оценить мастерство авторов, работавших в разнообразных техниках (от акварели до линогравюры), но и найти в ней какое‑то послание от художника зрителю. Например, обратить внимание на большую концентрацию дорожных знаков в двух работах заслуженного художника РСФСР Николая Благоволина или догадаться, какой город изображён на цветном офорте «Паруса» ленинградского художника Виктора Вильнера.
Выставка работает до 12 июля.
Оксана Придворева