Да ты жжёшь! Как студент из Белгорода делает картины нихромом
«Белгородские известия» рассказывают о четверокурснике БГТУ имени Шухова Евгении Бельченко и его увлечении выжиганием по дереву
-
Статья
-
Статья
Пирографией (так по‑научному называется выжигание по дереву) Евгений занялся полгода назад, хотя в детстве баловался обычным выжигателем – когда‑то они были почти у каждого советского школьника. Такой прибор парню достался от деда.
От отца – сыну
«Находил интересный рисунок, переводил его на фанеру с помощью копирки и выжигал. Сначала по контурам, потом добавлял оттенки. Тогда я не мог даже подумать, что буду делать такие серьёзные картины, как сейчас. Вот к чему технический прогресс приводит», – смеётся Евгений.
Хотя с выжигателем и вообще с творчеством в семье дружит не только он. Отец тоже в своё время серьёзно увлекался пирографией, а сейчас занимается резьбой по дереву – это для него и хобби, и источник дополнительного дохода. Хотя нигде этому специально не учился. Евгений тоже хотел бы резать по дереву, но пока, говорит, это увлечение для него слишком дорогое. Поэтому решил для начала заняться пирографией. В семье его идею поддержали, в том числе материально. В итоге Евгений смог купить необходимое для сборки станка оборудование.
Танцы с бубном у станка
«Главной проблемой было размещение станка в квартире – он довольно велик: только рабочее поле 60 х 80 см. Много времени понадобилось на то, чтобы его настроить. Но я с этим справился, – улыбается Евгений.
Устройство станка, по его словам, предельно простое и одновременно сложное. Он состоит из двух основных частей: рабочего поля с направляющими, проводами, ремнями и кареткой для выжигания и контроллера, в который входят платы и управляющие модули.
Парень признаётся, что первую свою работу – совместный портрет с девушкой – безнадёжно запорол. И снова на помощь пришёл Интернет и многочасовые танцы с бубном вокруг станка. К устроившему самого парня качеству работы – а планка у него высокая – он пришёл после 15 пробных работ.
Принцип действия станка ничем не отличается от принципа действия ручного выжигателя. Рисунок на дереве получается благодаря контакту его с раскалённой нихромовой проволокой.
«Она же является выжигающим элементом станка. Эта проволока закреплена в каретке и двигается по рабочему полю. Только управление происходит с помощью ЧПУ», – поясняет он.
Фотошоп и шкурка
Прежде чем ставить работу на выжигание, требуется пошаманить над фотографией и фанерой, на которую её собираешься переносить с помощью выжигателя. Фотоисходник улучшают с помощью разных компьютерных программ, в том числе Photoshop. Фанера для выжигания – толщиной 3 мм. Стоит она недёшево, продаётся большими листами 150 х 60 см.
«Я обрабатываю её специальным раствором, чтобы отбелить дерево, и зашкуриваю наждачной бумагой разной зернистости. Спустя десятки экспериментов пришёл к этому способу, который позволяет по максимуму сохранить древесную текстуру и при этом сделать фанеру абсолютно гладкой. Это очень важно для получения хорошего результата», – поясняет Евгений.
Прежде чем запускать выжигание, необходимо заменить старый нихром. По словам мастера, проволоку рекомендуют менять после трёх-четырёх работ, но он делает это после каждой, потому что только так получается идеальный результат. Правда, зависит он ещё от многих вещей. Например, от скорости движения каретки по рабочему полю.
«Когда она двигается слишком быстро, то из всего многообразия оттенков получается только рыжий цвет. Мне так не нравится».
Без перерыва
Тонкость ещё и в том, что каждый портрет выжигается непрерывно. На паузу этот процесс поставить нельзя, так как нихромовой проволоке нужно время для того, чтобы нагреться до определённой температуры. И на этой температуре она и должна выжечь весь портрет. А если поставить на паузу, то после возобновления работы на картине появится несколько светлых полос, а это уже брак.
«Бывает так, что свет отключат или сквозняк, когда резко откроешь дверь для проветривания, остудит нихром – и получается светлая линия. Приходится всё переделывать», – вздыхает парень.
На каждое изделие уходит от одного до трёх дней – в зависимости от размера. Портрет формата А3 вряд ли получится сделать быстрее чем за 18 часов. Скорость можно увеличить, но тогда пострадает цветовая гамма.
Простор для творчества
«После выжигания необходимо обработать готовый портрет, обрезать его до нужных размеров, покрыть лаком и вставить в рамку», – продолжает молодой мастер.
Чаще всего парень их покупает, иногда делает сам.
«Стараюсь развиваться в своём хобби. Недавно сделал часы, в процессе изготовления – беспроводная зарядка с выжженной картинкой и подарочная коробка под бутылку вина», – хвалится Евгений.
В перспективе он хочет попробовать делать боксы для хранения, разделочные доски, шкатулки, календари, а также ежедневники и таблички для «Бессмертного полка».
«Пирография – это не только красиво и необычно. Это уютный запах обожжённого дерева в доме, где висят такие картины. А для меня это ещё и абсолютный простор для творчества», – поделился парень.
Тамара Акиньшина