Белгород просится на полотно. Как изображали город художники на протяжении 150 лет
Об этом «Белгородской правде» рассказала старший научный сотрудник художественного музея Наталья Гончаренко
-
Статья
-
Статья
Каждый город мил и привлекателен по‑своему, и каждый просится на полотно художника. Белгород не исключение.
Скромный и маленький
Но популярность города в искусстве зависит от многих причин – от его статуса, стратегического значения, роли в жизни страны. Она зависит и от географического положения. В прежние годы очень редко в наши края ступала нога живописца. Скромный, маленький, далёкий от столиц уездный Белгород до и после революции лишь в единичных случаях привлекал внимание художников.
Поэтому вместе с редкими старыми картинами «про Белгород» ценны для нас и открытки из дореволюционной местной типографии купца Александра Вейнбаума, и цветные фотоработы знаменитого Прокудина-Горского, а также местных мастеров Алексея Иваницкого, Георгия Мартьянова.
Даже географические карты города и региона XVIII–XIX веков дают понятие о его облике. Выполненные, как и всё тогда, с душой, они тоже являются предметами искусства.
Только репродукции
«Что касается живописи, то самые ранние из известных нам произведений, на которых запечатлён Белгород, принадлежат российскому художнику латышского происхождения Юлию Янисовичу (Ивановичу) Феддерсу (Федеру), – рассказывает кандидат искусствоведения, автор исследования основных тенденций изображения нашего города на протяжении десятилетий Наталья Гончаренко. – Он был одним из основоположников латышской живописной школы. В Белгороде Юлий Феддерс жил в 1876–1886 и 1896–1905 годах, преподавал рисование и черчение в Белгородском учительском институте и оставил после себя ряд живописных местных видов».
К сожалению, белгородцам доступны лишь репродукции. Оригиналы работ Феддерса хранятся в Латвийском национальном художественном музее, Третьяковской галерее и в частных коллекциях.
На рубеже веков
Белгород и его окрестности местный уроженец Михаил Курбатов (1874–1959) писал на рубеже веков. Михаил Алексеевич был не только художником, но и скульптором, также он был признан лучшим муляжистом Европы.
В Белгородском государственном историко-краеведческом музее хранятся его этюды «Окрестности Белгорода», «Вид села Пушкарное Белгородского уезда», «Уголок сельской улицы», «Ветряк», «Дом Курбатовых», «Введенская церковь», созданные в 1900-е годы.
По ним заметен интерес художника к тому, что рядовой белгородец той поры видел изо дня в день.
Вокруг холмы и белые карьеры
В 2012 году в Белгородском филиале Российского фонда культуры проходила выставка «Белгород: взгляд из прошлого и настоящего». Экспонировались произведения современных авторов и репродукции акварелей чешского легионера Ота (Отто) Матоушека (Ota Matousek; 1890–1977).
«Увидеть их белгородцы смогли благодаря краеведу Александру Лимарову, который разыскал информацию о художнике, – поясняет Наталья Гончаренко. – Матоушек был заслуженным художником ЧССР, а в 1917 году находился в России в составе Чешского легиона. Его представители известны в советской историографии как белочехи. Он участвовал в боевых действиях на Украине под Збровом, командовал бронепоездом».
В 1916–1917 годах на сборном пункте офицеров в Белгороде Матоушек написал ряд акварелей. На шести из них изображены улицы города и его панорамы. Виды центра города со стороны Харьковской горы или с места расположения современного рынка «Салют» белгородцам очень хорошо знакомы. Даже несмотря на то, что вместо драматического театра на них в качестве доминанты выступает несуществующий нынче Рождественский женский монастырь.
«Вы знаете, что такое Белгород? Представьте себе русский провинциальный город в Курской губернии: низкие здания, широкие улицы, необычайно много церквей, несколько школ, казарм, тюрьма и винный склад, вокруг холмы с ветряными мельницами и белые карьеры», – описывал город Ян Касальски, один из участников Чешского легиона.
Именно таким запечатлел Белгород Ота Матоушек. Его сюжеты из наших краёв были напечатаны на почтовых открытках, изданных в 1930-е годы в Праге для сбора средств на установку памятника чешским легионерам. Сейчас эти акварели хранятся в музее Чешской армии Института военной истории в Праге. Там же, рядом, находится и памятник.
Новые статус и возможности
Исследователям неизвестно о существовании изображений Белгорода в работах советских художников эпохи Великой Отечественной войны и последующего восстановления. Это был тяжёлый для страны период. Но сохранились рисунки, сделанные военнослужащими советских и оккупационных войск.
В 1954 году Белгород стал областным центром. Новый статус открыл и новые возможности для развития региона по всем направлениям, включая культуру. С конца 1950-х в городе стали появляться художники-профессионалы. В 1968 году они основали здесь региональную организацию Союза художников РСФСР.
«В конце 1950-х годов в Белгороде увлечённые тягой к живописи молодые люди собирались в изостудиях, где преподавал Лев Блякницкий и другие профессиональные художники, – рассказывает историк искусства. – Художественное сообщество стало формироваться здесь ещё более интенсивно благодаря приехавшим к нам в 1960-е годы выпускникам Харьковского художественно-промышленного института. Среди них Александр Мамонтов, Марат Парахненко, Григорий Гритчин, Василий Казак, Евгений Поленов, Виталий Леус. С этого времени массово стали появляться изображения Белгорода – для кого‑то родного города, для кого‑то – второй малой родины».
Это уже живая история наших дней. Белгородцам хорошо знакомы десятки, сотни имён современных белгородских мастеров искусства, членов Союза художников и других творческих организаций.
Некоторых уже нет с нами – например, заслуженного художника России, всемирно известного мастера печатной графики Станислава Косенкова (1941–1993). Но многие живы и собираются творить ещё долго.
Тем более что постоянно появляются новые молодые имена. Например, в начале 2000-х годов о себе ярко заявила Наталья Плешкова. Десятки её крупноформатных пастелей посвящены исчезающим уголкам старого города.
«Также в наши дни армия живописцев Белгорода пополняется участниками проводимых у нас в области международных пленэров, – дополняет сотрудник художественного музея. – Белгород и область на них изображают авторы из других городов и стран: Белоруссии, Польши, Сербии, Украины».
Реконструкция прошлого
Отдельно стоит сказать о художниках, которые пытаются воссоздать облик прежнего Белгорода, реконструируют прошлое.
Владимир Козьмин (1941–2012) с 1997 по 2006 год работал над темой «Белгород – город старый, город новый». Он рассказал о городе начала и конца ХХ века, запечатлел белгородские улицы вековой давности, с несохранившимися храмами и постройками. И одновременно показал сочетание современной архитектуры и старинных зданий в облике сегодняшнего Белгорода.
«Цикл его работ включает ретроспективные городские виды, изображающие, к примеру, Свято-Троицкий мужской монастырь и Введенскую церковь, которые были уничтожены в первой половине XX века и известны только по фотографиям, – поясняет Наталья Гончаренко. – Эти городские виды художник населяет горожанами, одетыми по моде начала ХХ века, пытаясь представить, каким был наш город 100 лет назад».
Козьмину помогли в этом дореволюционные открытки с видами Белгорода. В начале 1990-х годов их переиздали в серии «Пройдёмся по старому Белгороду». Показательно, что в этом проекте участвовали художники – Станислав Косенков, Виктор Иванчихин, сам Владимир Козьмин, а также искусствовед Максим Баранов.
Другие художники также не раз предпринимали попытки реконструировать исторические сюжеты, связанные с Белгородом: Евгений Савотченко с работой «Из Сум в Воронеж. Февраль 1709 г. (Пётр I в Белгороде)», Владимир Нестерков с композицией «Освобождение Белгорода» – на фоне руин жилых домов и полуразрушенного старого железнодорожного вокзала изображён автомобиль с красноармейцами.
Анатолий Федоренко в 2007 году работал над серией живописных произведений «Белгород исторический». В пределах одной композиции он сочетает вид старинных улиц Белгорода и их современный облик.
С каждым десятилетием сокращается количество общественных и жилых зданий, возникших в начале ХХ века. Именно поэтому все без исключения произведения второй половины ХХ – начала XXI века, изображающие белгородские проспекты, площади, улицы и дворики, имеют не только художественную, но и историческую ценность.
«Очень интересно в 1980–2000-е годы работал белгородский художник-график, актёр драматического театра, а впоследствии строитель, сотрудник Белгородгражданпроекта Альберт Уголев, – говорит искусствовед. – Он создавал графические реконструкции видов Белгорода рубежа XIX–XX веков. В силу своей специальности он мог из первых рук получать информацию о том, какие старые дома предназначены для сноса, и успевал сделать их детальные зарисовки. Также он рисовал по старым фотографиям».
Уголев создал свыше 100 рисунков, на которых запечатлён исчезнувший Белгород. Многие из них передал в историко-краеведческий и литературный музеи Белгорода, в управление тогдашней Белгородско-Старооскольской епархии и в храмы города.
Олег Гончаренко