Белгород просится на полотно. Как изображали город художники на протяжении 150 лет
Об этом «Белгородской правде» рассказала старший научный сотрудник художественного музея Наталья Гончаренко
![Белгород просится на полотно. Как изображали город художники на протяжении 150 лет Белгород просится на полотно. Как изображали город художники на протяжении 150 лет](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/11/31/1131184a-0992-419e-9412-edd2d8daef74/40_vladimir-kozmin_gorod-na-dontse.jpg__750x415_q75_crop-True_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
Каждый город мил и привлекателен по‑своему, и каждый просится на полотно художника. Белгород не исключение.
Скромный и маленький
Но популярность города в искусстве зависит от многих причин – от его статуса, стратегического значения, роли в жизни страны. Она зависит и от географического положения. В прежние годы очень редко в наши края ступала нога живописца. Скромный, маленький, далёкий от столиц уездный Белгород до и после революции лишь в единичных случаях привлекал внимание художников.
Поэтому вместе с редкими старыми картинами «про Белгород» ценны для нас и открытки из дореволюционной местной типографии купца Александра Вейнбаума, и цветные фотоработы знаменитого Прокудина-Горского, а также местных мастеров Алексея Иваницкого, Георгия Мартьянова.
Даже географические карты города и региона XVIII–XIX веков дают понятие о его облике. Выполненные, как и всё тогда, с душой, они тоже являются предметами искусства.
![Маргарита Скорбач. «Дом моего детства» Маргарита Скорбач. «Дом моего детства»](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/6c/fb/6cfbd143-ee70-46d5-be67-125fe5e47548/62_margarita-skorbach_dom-moego-detstva1.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Свято-Троицкий собор в начале XX века. Открытка из типографии Вейнбаума Свято-Троицкий собор в начале XX века. Открытка из типографии Вейнбаума](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/b7/79/b779b576-1c33-4e96-adf2-a53acc698a24/sviato-troitskii-sobor-belgoroda-v-nachale-xx-veka-ne-sokhranivshiisia-otkrytka-iz-tipografii-veinbauma.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Только репродукции
«Что касается живописи, то самые ранние из известных нам произведений, на которых запечатлён Белгород, принадлежат российскому художнику латышского происхождения Юлию Янисовичу (Ивановичу) Феддерсу (Федеру), – рассказывает кандидат искусствоведения, автор исследования основных тенденций изображения нашего города на протяжении десятилетий Наталья Гончаренко. – Он был одним из основоположников латышской живописной школы. В Белгороде Юлий Феддерс жил в 1876–1886 и 1896–1905 годах, преподавал рисование и черчение в Белгородском учительском институте и оставил после себя ряд живописных местных видов».
К сожалению, белгородцам доступны лишь репродукции. Оригиналы работ Феддерса хранятся в Латвийском национальном художественном музее, Третьяковской галерее и в частных коллекциях.
Музейное закулисье: как в Белгороде рождаются художественные выставки
На рубеже веков
Белгород и его окрестности местный уроженец Михаил Курбатов (1874–1959) писал на рубеже веков. Михаил Алексеевич был не только художником, но и скульптором, также он был признан лучшим муляжистом Европы.
В Белгородском государственном историко-краеведческом музее хранятся его этюды «Окрестности Белгорода», «Вид села Пушкарное Белгородского уезда», «Уголок сельской улицы», «Ветряк», «Дом Курбатовых», «Введенская церковь», созданные в 1900-е годы.
По ним заметен интерес художника к тому, что рядовой белгородец той поры видел изо дня в день.
Вокруг холмы и белые карьеры
В 2012 году в Белгородском филиале Российского фонда культуры проходила выставка «Белгород: взгляд из прошлого и настоящего». Экспонировались произведения современных авторов и репродукции акварелей чешского легионера Ота (Отто) Матоушека (Ota Matousek; 1890–1977).
«Увидеть их белгородцы смогли благодаря краеведу Александру Лимарову, который разыскал информацию о художнике, – поясняет Наталья Гончаренко. – Матоушек был заслуженным художником ЧССР, а в 1917 году находился в России в составе Чешского легиона. Его представители известны в советской историографии как белочехи. Он участвовал в боевых действиях на Украине под Збровом, командовал бронепоездом».
В 1916–1917 годах на сборном пункте офицеров в Белгороде Матоушек написал ряд акварелей. На шести из них изображены улицы города и его панорамы. Виды центра города со стороны Харьковской горы или с места расположения современного рынка «Салют» белгородцам очень хорошо знакомы. Даже несмотря на то, что вместо драматического театра на них в качестве доминанты выступает несуществующий нынче Рождественский женский монастырь.
«Вы знаете, что такое Белгород? Представьте себе русский провинциальный город в Курской губернии: низкие здания, широкие улицы, необычайно много церквей, несколько школ, казарм, тюрьма и винный склад, вокруг холмы с ветряными мельницами и белые карьеры», – описывал город Ян Касальски, один из участников Чешского легиона.
Именно таким запечатлел Белгород Ота Матоушек. Его сюжеты из наших краёв были напечатаны на почтовых открытках, изданных в 1930-е годы в Праге для сбора средств на установку памятника чешским легионерам. Сейчас эти акварели хранятся в музее Чешской армии Института военной истории в Праге. Там же, рядом, находится и памятник.
![Отто Матоушек. Белгород 1917 года (вид с Харьковской горы) Отто Матоушек. Белгород 1917 года (вид с Харьковской горы)](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/95/71/95717e98-09b1-49a2-8a84-e6892bda05e0/otto_matoushek_belgorod_25_marta_1917_goda_vid_s_kharkovskoi_gory_-_foto_belgoroddoguranru.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Станислав Дымов. «Улица Пушкина» Станислав Дымов. «Улица Пушкина»](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/07/03/07031a5a-d06f-471a-85a7-052c77b313ff/22_stanislav-dymov_ul.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Новые статус и возможности
Исследователям неизвестно о существовании изображений Белгорода в работах советских художников эпохи Великой Отечественной войны и последующего восстановления. Это был тяжёлый для страны период. Но сохранились рисунки, сделанные военнослужащими советских и оккупационных войск.
В 1954 году Белгород стал областным центром. Новый статус открыл и новые возможности для развития региона по всем направлениям, включая культуру. С конца 1950-х в городе стали появляться художники-профессионалы. В 1968 году они основали здесь региональную организацию Союза художников РСФСР.
«В конце 1950-х годов в Белгороде увлечённые тягой к живописи молодые люди собирались в изостудиях, где преподавал Лев Блякницкий и другие профессиональные художники, – рассказывает историк искусства. – Художественное сообщество стало формироваться здесь ещё более интенсивно благодаря приехавшим к нам в 1960-е годы выпускникам Харьковского художественно-промышленного института. Среди них Александр Мамонтов, Марат Парахненко, Григорий Гритчин, Василий Казак, Евгений Поленов, Виталий Леус. С этого времени массово стали появляться изображения Белгорода – для кого‑то родного города, для кого‑то – второй малой родины».
![Художники Виталий Леус и Григорий Гритчин на этюдах. Белгородский цементный завод, 1980 год Художники Виталий Леус и Григорий Гритчин на этюдах. Белгородский цементный завод, 1980 год](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/44/9c/449cfeb7-0d26-4b70-8771-c33705eeb7d7/khudozhniki-vitalii-leus-i-grigorii-gritchin-na-etiudakh-na-belgorodskom-tsementnom-zavode-1980-god-foto-a_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Станислав Косенков. «5 августа» Станислав Косенков. «5 августа»](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/68/cf/68cf1356-173f-4635-98a1-2641764cf6e1/04_stanislav-kosenkov.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Это уже живая история наших дней. Белгородцам хорошо знакомы десятки, сотни имён современных белгородских мастеров искусства, членов Союза художников и других творческих организаций.
Некоторых уже нет с нами – например, заслуженного художника России, всемирно известного мастера печатной графики Станислава Косенкова (1941–1993). Но многие живы и собираются творить ещё долго.
Тем более что постоянно появляются новые молодые имена. Например, в начале 2000-х годов о себе ярко заявила Наталья Плешкова. Десятки её крупноформатных пастелей посвящены исчезающим уголкам старого города.
«Также в наши дни армия живописцев Белгорода пополняется участниками проводимых у нас в области международных пленэров, – дополняет сотрудник художественного музея. – Белгород и область на них изображают авторы из других городов и стран: Белоруссии, Польши, Сербии, Украины».
![Наталья Плешкова. «В полдень на Парковой» Наталья Плешкова. «В полдень на Парковой»](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/78/48/7848ae48-920f-4078-b90c-6ed40e3a92ec/67_natalia-pleshkova_v-polden-na-parkovoi.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Владимир Нестерков. «Старый пивзавод» Владимир Нестерков. «Старый пивзавод»](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/4e/76/4e764e54-f19e-45f6-9bfe-ab61fe8ff3a7/32_vladimir-nesterkov_staryi-pivzavod.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Реконструкция прошлого
Отдельно стоит сказать о художниках, которые пытаются воссоздать облик прежнего Белгорода, реконструируют прошлое.
Владимир Козьмин (1941–2012) с 1997 по 2006 год работал над темой «Белгород – город старый, город новый». Он рассказал о городе начала и конца ХХ века, запечатлел белгородские улицы вековой давности, с несохранившимися храмами и постройками. И одновременно показал сочетание современной архитектуры и старинных зданий в облике сегодняшнего Белгорода.
«Цикл его работ включает ретроспективные городские виды, изображающие, к примеру, Свято-Троицкий мужской монастырь и Введенскую церковь, которые были уничтожены в первой половине XX века и известны только по фотографиям, – поясняет Наталья Гончаренко. – Эти городские виды художник населяет горожанами, одетыми по моде начала ХХ века, пытаясь представить, каким был наш город 100 лет назад».
Козьмину помогли в этом дореволюционные открытки с видами Белгорода. В начале 1990-х годов их переиздали в серии «Пройдёмся по старому Белгороду». Показательно, что в этом проекте участвовали художники – Станислав Косенков, Виктор Иванчихин, сам Владимир Козьмин, а также искусствовед Максим Баранов.
Другие художники также не раз предпринимали попытки реконструировать исторические сюжеты, связанные с Белгородом: Евгений Савотченко с работой «Из Сум в Воронеж. Февраль 1709 г. (Пётр I в Белгороде)», Владимир Нестерков с композицией «Освобождение Белгорода» – на фоне руин жилых домов и полуразрушенного старого железнодорожного вокзала изображён автомобиль с красноармейцами.
![Геннадий Кудрявцев. «Старый-новый Белгород» Геннадий Кудрявцев. «Старый-новый Белгород»](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/56/b8/56b8b598-c52a-4154-b4da-6be345979fad/11_gennadii-kudriavtsev_staryi-novyi-belgorod.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Анатолий Федоренко в 2007 году работал над серией живописных произведений «Белгород исторический». В пределах одной композиции он сочетает вид старинных улиц Белгорода и их современный облик.
С каждым десятилетием сокращается количество общественных и жилых зданий, возникших в начале ХХ века. Именно поэтому все без исключения произведения второй половины ХХ – начала XXI века, изображающие белгородские проспекты, площади, улицы и дворики, имеют не только художественную, но и историческую ценность.
«Очень интересно в 1980–2000-е годы работал белгородский художник-график, актёр драматического театра, а впоследствии строитель, сотрудник Белгородгражданпроекта Альберт Уголев, – говорит искусствовед. – Он создавал графические реконструкции видов Белгорода рубежа XIX–XX веков. В силу своей специальности он мог из первых рук получать информацию о том, какие старые дома предназначены для сноса, и успевал сделать их детальные зарисовки. Также он рисовал по старым фотографиям».
Уголев создал свыше 100 рисунков, на которых запечатлён исчезнувший Белгород. Многие из них передал в историко-краеведческий и литературный музеи Белгорода, в управление тогдашней Белгородско-Старооскольской епархии и в храмы города.
![Анатолий Федоренко. «Гостиница» Анатолий Федоренко. «Гостиница»](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/e7/5f/e75f5134-04c4-49ef-941f-7328f6a55664/19_anatolii-fedorenko_gostinitsa.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Олег Гончаренко