Художник, поймавший Мурзилку. В Белгороде хранятся три рисунка Аминадава Каневского
Работы известного иллюстратора детских изданий «Белгородская правда» нашла в художественном музее
-
Статья
-
Статья
Белгородские музеи не отдыхали даже в карантин. Фонды пополнялись новыми поступлениями, музейные сотрудники их изучали и описывали, готовили проекты новых выставок. Так что хранилища культурных ценностей встречают посетителей сюрпризами.
Сокровища СССР
В прошлом году изрядно пополнилась коллекция Белгородского государственного художественного музея (БГХМ) и Белгородского государственного литературного музея. Приказом Министерства культуры РФ в фонды БГХМ передали 783 предмета изобразительного и декоративно-прикладного искусства и 650 предметов – в литературный музей.
«Это предметы из коллекции Международной конфедерации Союзов художников (МКСХ), – поясняет старший научный сотрудник художественного музея Наталья Гончаренко. – Она была образована в 1992 году вместо прекратившего свою деятельность Союза художников СССР. В неё объединились союзы художников всех новообразованных стран, кроме бывших советских республик Прибалтики. Несмотря на распад СССР, все они не могли полноценно существовать без объединяющей роли Москвы и открывающихся при этом возможностей. Кроме материальных ресурсов, здания Центрального дома художников в Москве на Крымском Валу, МКСХ владела более чем 50 тысячами произведений советских художников. Но в 2017 году она также была ликвидирована, и её коллекцию решили раздать музеям России. В том числе и нам».
Талант нравиться детям
Бесценное наследие Союза художников СССР из фондов ликвидированной МКСХ – это работы тысяч художников, среди которых немало знаменитых. Таких, например, как Аминадав Моисеевич Каневский (1898–1976). Его имя необычно лишь для тех, кто не читал Библию. Оно встречается в Ветхом Завете. А биография Аминадава Каневского могла бы стать сценарием для фильма, охватывающего эпоху от дореволюционной России до времён развитого социализма.
Родился он в Елисаветграде (в СССР это Кировоград Херсонской области, а ныне – Кропивницкий), спустя год семья переехала в Екатеринослав (Днепропетровск, сейчас – Днепр). Учёба в гимназии небогатой семье была не по карману. И двенадцатилетний Аминадав стал работать.
Он был подмастерьем у фотографа, потом посыльным, подсобным рабочим на заводе. У кустаря-игрушечника выпиливал и раскрашивал фанерных зверей и птиц. В 1917 году – во время Первой мировой войны – Аминадав Каневский служил в царской армии. А в 1920-м пошёл добровольцем в Красную армию.
Он рисовал везде и всюду. И в 1921 году прямо из воинской части был командирован учиться в знаменитый ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские, где преподавали знаменитые художники. Кстати, даже литературный Остап Бендер, устраиваясь художником на пароход «Скрябин», рекомендовался выпускником ВХУТЕМАСа.
Аминадав Каневский работал во множестве жанров. Его документальные зарисовки могут заменять фотографии московской жизни 1930‑х годов. Писал портреты и сюжетные картины. Его карикатуры печатали газета «Комсомольская правда», журнал «Крокодил» и другие издания. Заслужил все мыслимые для художника советские награды, стал академиком.
Но особенно прославился как иллюстратор детских книг. Как не каждый писатель может писать для детей, так и не каждому художнику дано создавать рисунки, которые нравятся малышам. Каневский обладал таким талантом. Книги с его рисунками выходили миллионными тиражами.
Он иллюстрировал «Золотой ключик» Алексея Толстого, «Мойдодыр» Корнея Чуковского, произведения Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Чехова, Маяковского, Маршака, Катаева, Носова, Агнии Барто.
И создал образ знаменитого Мурзилки – жёлтого пушистого зверька в красном берете, чьим именем был назван старейший в мире детский журнал, выходящий с 1924 года по сей день. В номере 7 за 1937 год в «Мурзилке» было напечатано «Экстренное сообщение»:
«Наконец‑то нашёлся Мурзилка. Его поймал художник Аминадав Каневский и притащил в редакцию. Посмотри на обложку – там ты увидишь Мурзилкин портрет».
До 1959 года Мурзилка был разным – например, в номере 7 за 1941 год это пионер в жёлтой рубашке и с рыжими волосами. Но с 1959 года классический Мурзилка стал бессменным символом журнала.
Три карикатуры
В Белгородском художественном музее хранятся три работы Аминадава Каневского. Они выполнены на бумаге тушью и акварелью.
Карикатура «А чего ты из цирка сбежал?» относится к 1950–1960-м годам. На ней заяц косит траву, лисица работает граблями. Истолковать рисунок можно как ироничный выбор между работой в цирке и на вольных хлебах.
А карикатуры «Шёл волшебник» и «И Деникина, и Врангеля» датированы 1920-ми годами. На первой – двое мужчин в чёрных одеждах взбираются на гору с мирным пейзажем. В нём без труда узнаётся собирательный образ Крыма.
На второй – те же персонажи падают в воду с такой же обрывистой скалы под натиском Красной армии, которую символизируют знамёна. На заднем плане уплывает в море пароход с белой эмиграцией.
Остролицый барон Пётр Врангель в черкесской одежде узнаваем без труда. А у генерала Антона Деникина почему‑то поросячий пятачок.
«Работы явно взаимосвязаны, – поясняет Наталья Гончаренко. – Скорее всего, в этой серии недостаёт какого‑то рисунка или даже нескольких рисунков. Для какого издания эти карикатуры были сделаны – пока неизвестно, будем проводить исследование. Возможно, это иллюстрации для журнала или целого литературного произведения. А рисунок с зайцем и лисой, скорее всего, был сделан для журнала «Пионер».
Олег Гончаренко