Переход искусства. Как жители Старого Оскола превратили подземный переход в галерею
О необычном арт-пространстве «БелПресса» поговорила с его создателями – Егором Смирновым и Валентиной Быковой
-
Статья
-
Статья
Free Gallery открылась в обычном подземном переходе, соединяющем микрорайоны Жукова и Солнечный, 1 ноября 2019 года. Её экспозиция меняется регулярно.
Через тернии
Идея принадлежит Егору Смирнову:
«Я хотел, чтобы здесь было интересно людям, чтобы они могли отвлечься от однообразных мыслей. Вдохновлялся парижским метро, где висят репродукции картин, а вся реклама сделана в определённой стилистике – например, заточена под эстетику Лувра».
Сначала Егор предложил свою идею бывшему мэру города Александру Гнедых: замысел заочно поддержали и даже отремонтировали переход, но на этом всё остановилось. А потом Егор узнал о возможности побороться за грант в конкурсе культурной платформы «Арт-окно». К этому моменту над проектом с ним уже работала Валентина Быкова.
Вместе они отправили заявку и получили грант – 300 тыс. рублей. Дальше предстояло воплотить идею в жизнь: перекрасить стены, найти и установить оборудование, договориться с авторами, оформить необходимые разрешения и прорваться через все бюрократические препоны.
«Очень много для нас значила поддержка горожан, – отмечает Валентина. – На этапе разработки мы создали в фотошопе картинку, как всё должно выглядеть, и запустили в группе опрос: поддерживаете открытие галереи или нет? Проголосовали несколько тысяч человек, было много разных комментариев, и стало понятно, что людям идея нравится.
Безопасность превыше всего
«Нам говорили, что из нашей затеи ничего не выйдет, что рамы непременно разобьют, что это всё временно. Они не слышали, что мы всё предусмотрели и защитили. И то, что рядом, на украшенной стене музыкальной школы, за год не появилось ни одного лишнего рисунка, их тоже не убедило, – вспоминает Егор. – Я не понимаю, почему у людей в голове укоренилось, что, если делать что‑то красивое, обязательно появятся вандалы и всё испортят. Они прошлым живут, наверное».
К вопросу безопасности организаторы подошли максимально серьёзно. В первую очередь закупили цифровые камеры с хорошим качеством изображения и установили в переходе видеонаблюдение, которое в ближайшее время подключат к системе «Безопасный город».
Другой важный момент – специальные антивандальные рамы. Они сделаны из металла, так что самостоятельно открыть их не выйдет. Стекло небьющееся, ударить по нему, конечно, можно, но разбить не получится. Максимум – останется небольшая царапина, да и то нужно постараться.
Кроме того, переход закрывают на ночь: с 23:00 до до 6:00 все входы перекрыты решётками.
«Раньше переход был в ужасном состоянии, – вспоминает Егор. – Поэтому, когда власти поняли, что по ночам там может твориться что угодно, его стали закрывать. Для нас это тоже большой плюс».
Стоит лишь спуститься
Сложно поверить, что убитый разрисованный переход на фотографиях, сделанных несколько лет назад, – то же самое место, что пешеходы видят сейчас. Теперь тут аккуратные белые стены, яркие лампы, ровно висят большие рамы.
Десять из них – для картин и фотографий. За стеклом одиннадцатой прячется краткая информация о выставке и авторе.
За почти полгода работы в галерее сменилось уже четыре экспозиции. Старооскольчанке Раисе Александровне больше всего запомнилась первая выставка – под названием «Город как высказывание»:
«Я тут уже давно живу, поэтому та серия вызвала какую‑то ностальгию, заставила многое вспомнить. Потом была какая‑то абстракция, для меня это было не очень понятно. Но всё равно хорошо! Я рада, что кто‑то это всё придумал и сделал, теперь тут намного приятнее стало ходить».
Кураторы признаются: приходится учитывать, что целевая аудитория галереи – обычные люди, у каждого – своё понимание прекрасного, свои вкусы и предпочтения. Может, угодить всем и не получится, но главное – удастся собрать экспозиции с разными направлениями в искусстве и познакомить старооскольцев с новыми авторами –начинающими и состоявшимися.
Ещё одна цель – наладить диалог со зрителями.
«Место не должно быть безликим, – уверена Валентина Быкова. – Взаимодействие с людьми и обратная связь очень важны. У нас открытия выставок превратились в особенные встречи со старооскольцами , которые хотят нас поддержать, заинтересованы в нашем проекте, неравнодушны к жизни города и мира вокруг».
Поучаствовать в работе галереи может каждый, и для этого даже необязательно быть художником. Так, перед Новым годом всех желающих приглашали украсить большой щит на входе в галерею. На одной из экспозиций зрители сами развешивали названия фотографий, учитывая, что кому показалось более подходящим. На недавней выставке можно было вооружиться степлером и собрать большой коллаж.
«Нам написали школьники, что тоже хотят поучаствовать, сами придумали плакаты, посвящённые проблемам окружающей среды и экологии в городе. И мы решили на основе их плакатов сделать доску-напоминание о важности этой темы, – рассказывает Валентина. – Собрали разные картинки, вывески, новости об этом, люди подходили, смотрели. Каждый мог повесить на доску что‑то, что его особенно зацепило. Мы хотели привлечь внимание к теме экологии именно с точки зрения арт-объекта».
Путь развития
Егор и Валентина не считают, что на этом в развитии галереи можно поставить точку. Недавно они выиграли второй грант – на 170 тыс. рублей. Часть денег пойдёт на печать авторских работ для будущих экспозиций. Также старооскольцы планируют оформить вторую стену и создать постоянную экспозицию. А главная цель – добиться, чтобы проект вышел за пределы города.
«Было бы здорово запустить франшизу нашего проекта! – считает Егор. – Начать, например, с городов, в которых тоже есть культурная платформа «Арт-окно»: Губкин, Железногорск, Новотроицк».
Впрочем, создатели галереи готовы сотрудничать и с Белгородом – главное, нашлись бы инициативные люди, готовые этим заниматься.
«Для начала достаточно сделать рамки такого же формата, как у нас. А мы сможем по почте пересылать уже экспонировавшиеся у нас работы, – предлагает Егор Смирнов. – Позже в Белгороде наверняка найдутся свои авторы, тогда можно будет запустить полноценный обмен».
Кажется, это предложение – прекрасная причина довести, наконец, до ума злосчастную «Галерею» между БелГУ и парком Победы, вдохновившись примером соседей.
Александра Токтарёва