«В предлагаемых обстоятельствах». Какие пьесы играет самодеятельный театр в Борисовке
Первая театральная труппа появилась здесь почти 150 лет назад и сейчас носит звание народного театра
-
Статья
-
Статья
На репетиции в Борисовке побывала корреспондент «Белгородской правды» и узнала, с чьими именами связано прошлое и настоящее любительского коллектива.
Пролог
Первую театральную труппу в Борисовке собрали аж в 1878 году. Актёры из народа тогда поставили спектакль по «Женитьбе» Николая Гоголя. А через три года любительский кружок представил зрителям украинскую оперетту «За Неман иду».
В 1903 году в газете «Курские губернские ведомости» некий «Борисовец» писал о том, как обстоят дела с театром в слободе: «Начиная с 1886 года уже идут ежегодные представления… А в 1888 году любители арендуют сад, устраивают в нём лёгкое здание театра и в продолжение лета дают целый ряд спектаклей…» Со времени этой публикации пройдёт два года, и в Борисовку вернётся Павел Барвинский – актёр, драматург и режиссёр.
Он родился здесь в 1862 году в зажиточной семье Израильтяненко. Барвинский – это псевдоним, под которым Павел и станет известным. Сын торговца, выходца из «капиталистых» крестьян, учился в белгородской гимназии герцога Эдинбурского, а завершил гимназическое образование в Москве.
Потом была Московская консерватория по классу вокала. После этого – гастроли с театральными труппами в Москве, Харькове, Полтаве, Львове. В 1888 году перешёл в труппу Марка Кропивницкого, которая тогда выступала на белгородской сцене.
Впереди у него ещё несколько театральных трупп и множество гастролей, попытка создать собственный коллектив, собственные пьесы, в которых он представлял новые социальные явления в жизни провинциального общества и которые пользовались успехом, приезды в Борисовку на лето.
В 1905 году Барвинский вернётся сюда окончательно. Вместе с уже театральным кружком поставит несколько, подчас довольно сложных, спектаклей, в которых будет и сам выходить на сцену. В том числе борисовцы увидят постановки по пьесам Барвинского «Каторжная», «Антось Дукат», «Нигилист»…
В 1909 году Павел Яковлевич умер. Его похоронили на местном кладбище, но могила не сохранилась. В 2012 году у входа на погост открыли памятник.
Как разворачивалась история театра дальше, неясно. Известно, что лишь после Великой Отечественной войны драматический кружок возродила при Доме культуры Александра Дюмина – актриса театра Барвинского, которой он когда‑то дал путёвку в жизнь. А свою современную историю любительский театр в Борисовке отсчитывает с 1964 года.
Действующие лица
Режиссёр Лина Павелкина признаётся: в детстве не мечтала стать известной актрисой, не грезила о поступлении в школу-студию МХАТ или ГИТИС, да и вообще театр полюбила не сразу. В начале 1990-х она переехала из Узбекистана в Белгородскую область. Перевелась из владимирского культпросветучилища, где отучилась год на хореографа, в белгородское. После 10 лет работала худруком в ДК борисовского села Красный Куток. Когда перебралась в Борисовку, в 2004 году пришла работать в районный Дом культуры: здесь как раз освободилась ставка режиссёра любительского театра.
Примерно в это же время в ДК устроилась заведующая постановочной частью театра Наталья Куцына.
«Мы с Линой Юрьевной сразу, как Ильф и Петров, стали работать», – шутит она.
Светлана Голуб на работу в Дом культуры и в театр устроилась одновременно. Начинала с кошечки в новогоднем спектакле, потом её «повысили» до полноценной роли в драме «Современный Дон Кихот». Теперь у Светы главная роль.
Ярослав Крецул пришёл в театр к Лине и Наталье в 2010 году. Он работает на местном заводе мостовых металлоконструкций. Признаётся, что чаще на сцену выходил студентом, а сейчас – актёр в резерве.
«На репетиции прихожу сейчас очень редко, а хотелось бы чаще», – говорит он.
Роман Бондарцев и Диана Кушка работают в борисовском Центре молодёжи.
«Концерты, КВН – это всё наше. Когда предложили поиграть в театре, сначала было некогда. А потом появилось свободное время, и надо было его чем‑то занять. Зашёл на 15 минут и остался на четыре года», – рассказывает Роман.
Студент Борисовского агромеханического техникума Максим Фалько главной роли в спектакле дожидался несколько лет. Когда пришёл в театр, как начинающий актёр играл дверь в новогоднем утреннике и фонарь в другой постановке.
Школьник Илья Рыбаков попал в народный театр, как сам говорит, при странных обстоятельствах: срочно заменил другого юного артиста, который не пришёл на спектакль. Свою роль сыграл неплохо, и Павелкина пригласила способного парня в театр. Сначала отнекивался, а потом стал ходить на репетиции.
Его ровесник Никита Кравченко в труппе недавно, зашёл сюда три репетиции назад за компанию с другом. У друга с театром не сложилось, а Никита остался. Как большинство новичков, говорит мало и внимательно слушает режиссёра и опытных актёров.
Дарья Гордиенко, Дарья Круговая и Полина Северина – восьмиклассницы. А в театр пришли ещё учась в пятом классе. Через полтора года у них ОГЭ и выпускной. По опыту Лины Павелкиной, загруженным подготовкой к госаттестации школьникам уже не до театра: на занятия не приходят с предэкзаменационной весны. Но в случае с девчонками режиссёр пока ничего не загадывает.
Всего в театре больше 20 самодеятельных артистов.
Действие первое: спектакль не о любви
В зрительном зале борисовского Центра культурного развития потёмки и пусто. Кулисы задёрнуты, на сцене тишина. Тут и занимаем места. Мне достаётся белая деревянная скамейка – реквизит, кивают актёры и режиссёр.
На следующий день у театра очередной спектакль – «Жестокий урок» по одноимённой пьесе современного драматурга Валентина Красногорова. Его Лина Павелкина поставила четыре года назад. Премьерой театр подтвердил звание народного. Потом спектакль сыграли ещё раз и сняли с репертуара. К сожалению, скажет позднее Павелкина, часто случается так, что постановку удаётся показать зрителям лишь пару раз. Это, согласится с ней почти любой самодеятельный театр, большая боль и для режиссёров, и для артистов из народа.
Но с «Жестоким уроком» история повернулась по‑другому. В этом году спектакль возобновили, и частично новый актёрский состав сыграл его на фестивале любительских театров «Театральная весна» в Грайворонском городском округе. Домой борисовцы вернулись с дипломами за лучший спектакль и за лучшие мужскую и женскую роли. А в сентябре народный театр присоединился к региональному проекту «Театральные встречи» и показал постановку в Белгороде. И после успеха в областном центре труппа вновь сыграла спектакль в Борисовке – по просьбам местных зрителей.
В Белгороде предположили, что спектакль о любви. Но его создатели с такой версией не согласны.
«Это больше психологическая драма о том, как на людей давит жестокость, – объясняет Роман Бондарцев. – Лабораторное занятие в одном из университетов. На него пришла пара студентов: парень и девушка. Ничего не предвещало беды, пока в аудиторию не вошли профессор и его ассистентка».
Дальше, рассказывают артисты, профессор устанавливает правила игры: он проведёт урок, где за каждую ошибку ассистентки, которая будет сидеть на электрическом стуле, её надо наказывать ударом тока нарастающей силы.
«Мне нужно выучить отрывок из Шекспира. И студенты меня наказывают, если я ошибаюсь. А я ошибаюсь, и много», – говорит Светлана.
На напряжении в 80 вольт студентка отказывается от эксперимента, потому что ей жалко ассистентку. И на все каверзные уловки профессора она не поддаётся и покидает аудиторию. Правда, после этого прячется, чтобы послушать, как проведёт эксперимент молодой человек. И он доводит его до конца.
«Меня убили», – грустно улыбается Светлана.
Но зрителю не стоит расстраиваться: дальше выясняется, что эксперимент подставной и никакого напряжения не было.
Профессор хотел выяснить, до какой степени может дойти жестокость.
— И как сыграть это напряжение? – перехватываю её взгляд.
– Сначала Лина Юрьевна приносила специальное приспособление для массажа, которое бьёт током. Там напряжение небольшое, но палец, если прислонить, сводило. И вообще не было понятно, что происходит с организмом: от эмоционального напряжения начинаешь переживать: тяжело дышать, плачешь. Иногда раньше времени.
Искусство – даже в любительском театре – требует жертв.
Действие второе: четвёртая стена
Ближайшая премьера в театре – новогодний спектакль. Следующей весной коллектив будет подтверждать звание народного постановкой «Саша» по одноимённой пьесе Дмитрия Сизикова. Этот же спектакль покажут борисовцам в канун Дня Победы. Вход на постановки любительского театра свободный.
На репетиции труппа, как правило, собирается дважды в неделю. Приходят к Павелкиной по вечерам: после работы и учёбы.
— А домой когда уходите?
— Да с первыми петухами, – смеётся Роман Бондарцев. – Потому что на работу надо идти.
В Год у театра в основном две премьеры. В репертуаре – драмы, комедии и сказки. Последних больше всего. Перед сдачей спектакля труппа репетирует уже ежедневно.
«Если планируешь показать спектакль и время поджимает, начинаешь напоминать: «Учите свои реплики!» – приоткрывает секреты закулисной кухни театра Лина Павелкина.
Роман продолжает:
«Сон приходится откладывать».
На вопрос «Кто ваши зрители?» театралы отвечают, что это больной вопрос.
«Старшеклассники в основном, – говорит Наталья. – Просим, чтобы привели старшие классы школы. А если развесить афиши и самим никого не пригласить, то зрителей придёт немного».
Ей помогает Светлана Голуб.
«Мы, Центр культурного развития, зарегистрированы во всех социальных сетях. У нас даже есть канал на «Ютьюбе».
Понятное дело, что часовой спектакль никто смотреть не будет, а вот короткий анонс выложить можно», – рассказывает она.
Артисты признаются, что иногда зал заполнен процентов на 80. Бывает, разглядывают в зале друзей и родственников. Но вообще во время спектакля не до лиц – четвёртая стена.
Это, поясняет Лина Павелкина, воображаемая стена между актёром и зрителем.
«Работаешь, как в кабинете, в четырёх стенах. В своих, предлагаемых обстоятельствах, – добавляет она. – Не всегда получается собрать зрителя – вот в чём загвоздка. Ставишь-ставишь иногда, а показать – пару раз. И хорошо, если пару раз».
Эпилог
Имя Павла Барвинского театру присвоили в 2002 году. В этот год со спектаклем «Каторжная» по пьесе Барвинского коллектив проехал с гастролями по Борисовскому району и занял первое место на областном фестивале-конкурсе на соискание премии им. Щепкина.
Через десять лет, к 150-летию борисовского драматурга и актёра, труппа взялась за ещё один спектакль по его пьесе – «Современный Дон Кихот». Руководители театра признаются: им как постановщикам с материалом работать было сложнее, а зрители приняли драму тепло.
И если в пьесах современных драматургов можно, что называется, обойтись малой кровью с костюмами (в этом театру всегда помогает Центр культурного развития), то, ставя «Современного Дон Кихота», Павелкина и Куцына обратились за помощью в Белгородский драмтеатр.
«И нам дали настоящие театральные костюмы. В них и играется совсем по‑другому, – рассказывает Лина Павелкина. – А причёски, грим – это мы всё сами».
Мы разговариваем, а актёры продолжают репетицию. На сцене стоит «электрический стул» – работа электрика ЦКР.
Рядом – кнопка, на которую нажимают студенты. Её изготовил тот же мастер. Загвоздка была в том, чтобы при нажатии кнопка светилась.
«Дофантазировал всё сам: и стул, и кнопку, – рассказывает Наталья Куцына. – Кнопку раньше включал звукооператор, а сейчас додумались приделать звоночек. Но будем ещё думать: нужен звук пошире».
В кресло садится Алиса-Светлана. Она повторяет шекспировские строки и, как и обещала, ошибается. Тут же корчится от удара током.
«Кира, не мешай!» – студент Михаил, он же актёр Максим, отталкивает свою любимую по пьесе девушку Киру – Диану.
Она падает на пол.
— Чего всё‑таки не хватает вашему театру? – спрашиваю на прощание.
— Мальчиков, – находится Наталья.
— Но стараемся, чтобы девочки играли девочек, а мальчики – мальчиков, – говорит Лина. – При этом от нас никто не уходит, если, конечно, обстоятельства не складываются так, что уйти приходится. А так – только если выгоним.
— Кого‑то выгоняли?
— Никого! – смеётся режиссёр.
Оксана Придворева