Погружение в тему. Какими спектаклями поразили зрителя белгородские самодеятельные театры
«Белгородская правда» рассказывает, чем запомнится третий фестиваль «ПриЩепка»
-
Статья
-
Статья
Сыграть десять спектаклей за четыре дня? Разве такое возможно? Конечно, если это открытый фестиваль-лаборатория сельских самодеятельных театров «ПриЩепка». Он состоялся в конце октября в селе Таврово Белгородского района. Постановки, публичные обсуждения, тренинги по сценической речи и актёрскому мастерству – и это далеко не всё.
Без поправки на возраст
Фестивалю исполнилось три года, а в 2024-м он впервые прошёл при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Театральное празднество уже обросло своими почитателями, традициями и символикой. Например, все гости и участники могли взять в фойе Тавровского центра культурного развития имени Юрия Куценко настоящие деревянные прищепки и по своему вкусу расписать их фломастерами. Многие цепляли их прямо на одежду, а кто‑то оставил на память ЦКР, где каждому в эти фестивальные дни было невероятно уютно, тепло и интересно.
А тех, кто прошёл отборочный тур, ждали огромные деревянные прищепки на подставке – их получили в разных номинациях актёры и режиссёры за лучшие работы.
«Фестиваль «ПриЩепка» – это всегда радость, потому что коллективы приезжают для участия очень разные, – поделилась мнением председатель жюри народная артистка России, актриса Белгородского драматического театра Марина Русакова. – Мы и совсем юных артистов видим, и взрослых людей. Но, оценивая постановки, мы не делаем скидку на возраст. Важнее другое: есть ли жизнь на сцене, есть ли радость, озорство и погружение в тему.
Особенностью этого фестиваля можно назвать и то, что четыре спектакля из десяти заявлены на тему Великой Отечественной войны, а два из них посвящены блокаде Ленинграда.
Нам было очень любопытно наблюдать, как молодые люди проникаются этой темой», – добавила Марина Александровна
Шаркающая походка
Спектакль «Ленинградские окна» стоял особняком. Он заставил зрителя настолько искренне сопереживать, что многие выходили из зала со слезами на глазах. Его буквально выстрадала режиссёр-постановщик Дубовского дворца культуры Елена Архипова. Автор писала сценарий несколько месяцев, собирая документальные свидетельства – рассказы блокадников, пересматривая фильмы и кадры фотохроники.
«Эта тема со мной всегда, – признаётся Елена Александровна. – Помню, как в семилетнем возрасте я у бабушки наткнулась на книгу о блокадном Ленинграде. Она была с фотографиями. Они меня просто потрясли. Я люблю ездить в Санкт-Петербург и каждый раз стараюсь узнать что‑то новое о тех страшных страницах истории. А замысел спектакля о блокадниках волновал меня давно. И вот к 80-летию снятия блокады мне удалось всё соединить в единое целое».
В «Ленинградских окнах» продумано всё до мелочей – свет, музыкальные фрагменты, костюмы, реквизит, который труппа собирала буквально по крупицам: кто‑то нашёл бидон, с которым блокадники ходили к лункам замёрзшей Невы за водой, кто‑то принёс буржуйку, которую растапливали сначала сочинениями немецких авторов, а потом уже в ход шли и Пушкин, и Толстой, и Достоевский. Обо всём этом зрители узнают от актёров, занятых в постановке.
«Я показывала хронику, фильмы, чтобы они увидели всё своими глазами, – говорит Елена Архипова. – Они сначала возражали: не будем смотреть – мы же расплачемся. А я объясняла: мы смотрим не для того, чтобы эмоционировать, а чтобы это достоверно показать зрителю. Я даже просила их немного поголодать, сама не ела, чтобы хоть чуть-чуть прочувствовать, что испытывали жители осаждённого города. И на сцене мои артисты понимали, что они делают, что говорят, что доносят до зрителя. Мы специально учились шаркающей походке, которая у многих ленинградцев так и осталась на всю жизнь».
Это отметили и зрители, посмотревшие «Ленинградские окна». После спектакля во время публичного обсуждения очень многие не могли от потрясения говорить, а те, кто решался, делились впечатлениями со слезами на глазах.
«Моя бабушка пережила блокаду, – рассказала зрительница Ирина Яковлева. – Она была молодой женщиной с двумя грудными детьми. Шаркающую походку она пронесла через всю жизнь. И после спектакля я от всего сердца благодарила актёров, которые вернули мне это воспоминание и очень точно передали атмосферу блокадного Ленинграда».
Ещё одна находка молодого режиссёра – коробки-трансформеры. Идея пришла неожиданно: в Дубовской ДК привезли стулья, а Елена Архипова выпросила себе упаковку. Коробки оклеили бумагой, и в спектакле они выполняли роль передвижных декораций: изображали оклеенные крест-накрест окна, становились стенами Эрмитажа, изображали пустые рамы, которыми зиял музей, когда шедевры эвакуировали.
Разумеется, режиссёр учитывала и возможности артистов театра «Пятый сезон»:
«Я знаю, что Катя Носова у меня кошатница, и эта роль специально написана для неё и её замечательного кота Максика, которого она подобрала на улице. Он ходил с ней на все репетиции и прекрасно справился со своим эпизодом. Поэтессу Ольгу Берггольц играет художественный руководитель нашего ДК Анфиса Сидорова, потому что в ней я видела точное попадание в эту роль. Оперная певица есть в спектакле, потому что у меня в труппе Екатерина Кузьминых, которая поёт в ансамбле нашего ДК с детства, серьёзно занимается вокалом. Сыгравшая балерину Виктория Трондофилова – солистка нашего хореографического ансамбля «Три С».
Постановку «Ленинградские окна» высоко оценили и члены жюри: Елена Архипова получила диплом за лучшую режиссёрскую работу, а Андрей Архипов и Анфиса Сидорова – за лучшую мужскую и женскую роли.
Точный финал
Ещё один спектакль, посвящённый Великой Отечественной войне, представили хозяева фестиваля. В Тавровском ЦКР занимаются сразу три театральных коллектива – младшие и средние школьники в детском образцовом театре-студии «Окошко», старшие – в народном театре-студии «Окно», который в этом году открыл уже свой 39-й сезон. Со взрослыми и начинающими актёрами работает бессменный режиссёр Галина Еремеенкова.
«Наш взрослый театр показывал спектакль по пьесе Кира Булычёва, – рассказывает Галина Анатольевна. – Идею взяться за неё мне подарил один из наших пап – Серёжа Гордеев. Он скинул электронную версию, я прочитала, и этот материал произвёл на меня огромное впечатление. Я тут же его прочитала всем своим девчонкам. А у автора там всего два действующих лица. И они мне хором: мы все хотим играть Нину. Долго думала, что же можно сделать. И вот однажды, гуляя со своим псом Умкой, я поняла: таких Нин было очень много по всей стране, не только в Москве, и возникла идея собрать несколько девочек в одной маленькой комнате. Получился собирательный образ детей войны».
Режиссёр переживала, удастся ли донести замысел до зрителя, ведь ему предстояло понять, что герои пьесы существуют в двух временных пластах. Зрители справились с задачей, а жюри высоко оценило постановку.
«Спасибо за спектакль, – обратилась к режиссёру специалист по связям с общественностью Белгородского драмтеатра Наталья Зотова. – Вновь убеждаемся в том, что вы умеете работать очень интересно и продуктивно в любом жанре, увлечь детей. Ни разу я не видела спектакля по этому материалу. Он кажется не игровым, но вы сделали очень ёмкий спектакль. В нём органично сошлись все компоненты: исполнители, свет, музыка, тема, текст, хроника. И отдельное спасибо за очень точный финал. Такие спектакли надо играть и играть».
Галина Еремеенкова получила два диплома фестиваля: «За лучший спектакль» и «За лучший актёрский ансамбль» спектакля «Успеть сказать…».
Сейчас режиссёр со своими воспитанниками работает над новой постановкой – по сказке Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Примечательно, что костюмы героев сошьют из обрезков ткани, которая идёт на пошив белья для бойцов СВО:
«Из обрезков мы сшиваем квадраты в стиле пэчворк, а уже из них будем кроить костюмы, – делится планами Галина Анатольевна. – Первая рубашка готова – наш Федот уже одет. А вообще это будет очень взрослый спектакль. Планируем сдать его после Нового года».
Под занавес
Горизонты «ПриЩепки» постоянно расширяются. Вот уже второй год проходит районный фестиваль-конкурс школьных коллективов «Театральный переполох». Три его победителя показали постановки в своей номинации на «ПриЩепке» и увезли заслуженные призы. Это театральная студия «Апельсин» Бессоновской школы со спектаклем «Про домовёнка Кузьку», «Театралы» из Разуменской школы № 3 с постановкой «Блокадная страничка» и коллектив «Диалог времён» Майской гимназии, представивший инсценировку «Бородинское поле».
По словам директора организационно-методического центра Белгородского района Натальи Круговой, растёт популярность фестиваля и у взрослых коллективов, представляющих сельские театры в разных районах области:
«В этом году в отборочном туре принимали участие коллективы из Валуйского округа, Корочанского и Чернянского районов. К сожалению, оперативная обстановка не всем позволила приехать. Зато на фестивале присутствовали гости – режиссёры из Рязани. Открытый фестиваль-лаборатория «ПриЩепка» готов принимать гостей со всей России. Но на сегодняшний день с учётом сложной обстановки в регионе большинство участников из Белгородской области. Зато зрители фестиваля посмотрели пять детских и пять взрослых спектаклей, каждый из которых получил самое главное для артистов – заслуженные бурные аплодисменты».
По итогам фестиваля отмечены ещё несколько самодеятельных коллективов.
Награду «За яркий режиссёрский дебют» получила режиссёр спектакля «Вперёд, Котёнок!» детского театра-студии «Окошко» ЦКР села Таврово Фрида Миллер. Диплома «За живую и объединяющую силу Театра» удостоена режиссёр спектакля «Он живой» театра-студии «ОвацияНК» Центра детского развития BABY LAND посёлка Дубовое Наталья Костина.
Дипломом «За бережное отношение к истории Отечества и его героям» отмечен спектакль «Бородинское поле» коллектива Майской гимназии «Диалог времён» и его режиссёры Маргарита Хмара, Вера Проненко, Ирина Сорокина.
Представленная «Театралами» из Разуменской школы № 3 «Блокадная страничка» (режиссёры Светлана Дорохова, Эльмира Бадрединова, Елена Вишнякова) удостоена диплома «За обращение к вечной теме войны и Победы».
Приз за «Лучшую мужскую роль» в постановке «Про домовёнка Кузьку» получил Артём Головач (театральная студия «Апельсин» Бессоновской школы).
Лучшую женскую роль, по мнению жюри, исполнила в спектакле «Вперёд, Котёнок!» Ольга Выродова из «Окошка».
Диплом «За возможность каждому маленькому зрителю почувствовать себя частью театра» получила режиссёр спектакля «По сусекам…» беби-театра «Крошечные сказки» Елена Архипова.
Арина Беседина