Когда камыш поёт. Как в Белгородской области появилась двойная жалейка
В Нижней Покровке Красногвардейского района до сих пор сохраняют традицию игры на двойной жалейке и мастерство её изготовления
-
Статья
-
Статья
Уникальные музыкальные инструменты делает руководитель народного фольклорного ансамбля «Усёрд», заслуженный работник культуры РФ Виктор Нечаев.
Откуда язычок
Давным-давно каждое утро с одного конца Нижней Покровки в другой брёл пастух. Дабы не стучать в каждый дом, он дул в камышовую дудочку. Звук означал: пора на выпас. Хозяйки спешили выгнать корову в стадо. Догонять пастуха считалось позорным. Проспали – значит, ленивые. День тянулся долго, и пастух развлекал себя, вырезая из камыша новые дудочки. Каждая жалостливо пищала по‑своему, отсюда и название – жалейка, она же рожок и пИщик. А в сёлах Алексеевского и Красногвардейского районов соединили вместе две дудочки – и получилась двойная жалейка.
«Простая жалейка встречается во многих областях России, а парная только здесь, – начинает рассказ Виктор Иванович. – Пастухи вырезали пищики как игрушки для детей, а если попадался удачный камыш, который хорошо звучал, берегли пищик как зеницу ока. Ведь пищари долго были единственными музыкантами на народных праздниках. Балалайка и гармонь появились значительно позже. Пищик делается просто и быстро, сейчас я вам покажу».
Перочинным ножом он аккуратно отрезает от обычного камыша один сустав и вычищает его изнутри от перегородок кусочком такого же камыша. То, из‑за чего камыш становится музыкальным инструментом, – язычок. Такой же принцип извлечения звука в кларнете и саксофоне, где в мундштук вставляются бамбуковые пластинки-трости. Поэтому пищик считают их далёким предком.
«На камыше язычок самый примитивный, – продолжает мастер, аккуратно поддевая ножом камыш и прорезая будущий язычок. – Главное, чтобы камыш сейчас не сломался, это самый ответственный момент».
Он делает продольный прямоугольный рез, открывающий внутреннюю полость камыша, и снова зачищает ножом язычок, немного утоньшая. Кончик камыша залепляет пластилиновым или восковым шариком, и с этого момента камыш может издавать звуки. Виктор Иванович дует в трубочку. Первый её сигнал похож на детский клаксон.
Бычий рог и бумажный рожок
Теперь камышу нужны голоса, которые будут давать разные звуки.
«Один из последних живших здесь пищарей – Фёдор Воронков 1898 года рождения из села Казацкое. Это он научил, как вырезать отверстия под голоса. Надо положить пальцы на трубочку: где они легли – там и вырезай», – продолжает мастер.
Если нужен тон – вырезают отверстие побольше, если полутон – поменьше. Он делает три отверстия, и этого вполне достаточно для простенькой мелодии, на которую способен ярмарочный рожок.
Сценический инструмент Виктора Ивановича гораздо сложнее. Он состоит из двух дудочек, соединённых вместе. «Тройник» с тремя отверстиями и «шестерник» с шестью и ещё одним снизу, для большого пальца левой руки. Важно так настроить инструмент, чтобы оба пищика выстраивались в один звукоряд.
Мастер обжигает отверстия раскалённым металлическим штырём и немного коптит камыш на огне. Коричневый с подпалинами, он стал похож на дерево. Кстати, пищик можно сделать и из лещины. Тогда в деревянную дудочку нужно отдельно вставить тростниковый мундштук с язычком.
Усилителем звука служит бычий рог. Отсюда второе название инструмента – рожок. Принципиально поставить именно бычий рог, он ровнее и больше коровьего. Раньше рог вываривали и вручную вычищали внутри и снаружи, украшая орнаментом. Чем тоньше стенки и чем больше загнут рог, тем лучше и громче звук.
«Рог к дудочке не закрепляли, а придерживали рукой. У пищаря был один резонатор, а стволы он менял, когда из‑за конденсата и слюны жалейка начинала играть хуже, – поясняет музыкант. – На трубе есть специальный клапан, чтобы убирать из инструмента лишнюю влагу. У свирели, на которой играют заклинатели змей, влага скапливается в расширителе, а у жалейки ничего такого нет. Приходится менять на другую».
Последний из могикан
Во время игры музыкант никогда не оставляет открытыми все отверстия. Звуки как раз и зависят от того, какие отверстия закрыты, а какие нет. Нот как таковых у пищиков нет, есть наигрыши, где соединяются импровизация и чёткий ритм.
В середине 1990 годов сотрудники Белгородского государственного центра народного творчества записали жалеечника Фёдора Воронкова. В его репертуаре были наигрыши, сохранившиеся с XIX века: «Петракова», «Общая», «Дай выйду», «Рассыпчатая», «Степная».
Сейчас единственный в этих краях мастер и профессиональный пищарь – Виктор Нечаев. Смеясь, он называет себя последним из могикан.
Он берёт жалейку обеими руками, пальцами правой руки прикрывает три крайних от рога отверстия и набирает в лёгкие воздух. По комнате растекаются живые и немного грустные карагодные наигрыши. Опуская и поднимая язычок жалейки, можно подстраивать её в нужную тональность. У жалейки нет привычных форте и пиано. Если дуть слабо – инструмент не звучит, если слишком сильно – «залипает».
Немножко мордовцы
У сценического инструмента резонатор из настоящего рога. Но для каждого пищика рогов не напасёшься, поэтому Виктор Иванович придумал своё ноу-хау – резонатор, собранный по принципу папье-маше. Он берёт рулон простой кассовой ленты и разрезает ножовкой на несколько тонких блинчиков. Плотно наматывает одну полоску бумаги на камыш, а затем аккуратно выгибает руками из блинчика рожок. Его покрывает клеем, краской. Готово!
— Мы и детей так учим мастерить, – говорит он и сокрушается: учить‑то особо и некого, дети приходят в кружок больше по принуждению, чем по желанию.
— А вы сами этому где научились?
— Мой дед Ефим Иванович делал пищики, хотя сам не играл, но то время я смутно помню. По‑настоящему заинтересовался этим, когда серьёзно начал изучать местную культуру, традиции, наряды. Музыкальная основа наша локальная, такие наигрыши широкораспевные только здесь: в Афанасьевке, Подсереднем, Казацком, Ураково, Нижней Покровке. И вышивка народного костюма в этих местах тоже своя. Когда сравнивали, оказалось, что и песни, и орнаменты похожи на мордовские. Есть два мнения на этот счёт: культуру привнесли переселенцы из северных областей, либо это исконные южнорусские традиции, сохранившиеся ещё с времён дотатарского влияния.
— Как пробудить в детях интерес к пищику?
— Я точно и не знаю, – задумывается он. — Понимаете, мы привыкли всё осовременивать, но для наших народных песен мы не можем найти формат, чтобы вписаться в современность. Эти песни длинные и тяжелораспевные, там поэтичные тексты, целые истории, много аллегорий… Одну-две вы послушаете, а целый концерт будет очень тяжело. В то же время осовременивание ведь происходит по каким‑то привычным шаблонам, за которыми теряется индивидуальность народной песни.
В 1995 году Виктор Нечаев организовал ансамбль «Усёрд». В их исполнении самобытные плясовые, игровые, свадебные, карагодные песни под наигрыш на двойных пищиках звучат на разных фестивалях и конкурсах – от районных до международных. Так музыкальный инструмент, ранее известный всего в нескольких районах Белгородской области, узнают далеко за её пределами.
Ирина Дудка