По‑разному сложилась судьба сельских певиц, но они не забыли, как удивляли своим пением не только москвичей, но и представителей 140 стран.
Тёть, нам надо
В 1951 году Ивану Торохову, заведующему сельским клубом, пришла идея создать народный хор. Женщины неохотно шли на сцену, поэтому Иван Фёдорович набрал в свой хор школьниц. Правда, школьницы в те времена тоже не бездельничали.
«Он собрал нас ещё совсем девчонками. Выступали сначала в своём селе, потом в районе, а затем и область заинтересовалась», – говорит Екатерина Денисова.
«Нам интересно было: с фермы прибежишь, переоденешься и скорее на репетицию. Телефонов же не было, так что Иван Фёдорович ходил по дворам, собирал нас. Мама говорит: «Ваня, опять ты, когда же работать?» А он ей: «Тёть, нам надо», – смеясь, вспоминает Раиса Быкова.
60 лет назад, чтобы попасть на VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, малобыковцы прошли в Воронеже зональный смотр художественной самодеятельности, где отбирались лучшие коллективы. Там хор в составе 24 человек выступал с русскими народными песнями «Гусли-мысли», «Девка по саду гуляла…», «Как по бережку Ванюша».
«Вот там нас и оценили, – продолжает Екатерина Митрофановна, – и послали на всемирный фестиваль».
Перед поездкой в Москву девушки целый месяц провели в шебекинском доме отдыха.
«Нас там культуре учили: как за столом сидеть и вести себя, вилку-ложку держать, – признаётся Денисова. – Чтобы не стыдно было: мы же в деревне по‑другому себя ведём, а в Москву со всего мира съезжались».
С девушками занимался балетмейстер, приезжал хормейстер Краснознамённого имени Александрова ансамбля песни и пляски Советской армии Николай Ковтун. Он научил юных певиц китайской и чешской песням. Китайскую песню «Дун фан хун» – о партии, китайском народе и его вожде Мао Цзэдуне – участницы хора до сих пор помнят и поют.
«Нам было легко учить: мы же молодые, всё было интересно и легко, как смех», – говорит Екатерина Денисова.
Девчата, не посрамите
Провожали малобыковцы своих певиц всем селом, даже работу на току по такому поводу отменили.
«Возле клуба все собрались, а председатель с крыльца говорит: «Девчата, у меня к вам просьба: не посрамите землю свою», – рассказывает Быкова. – А мы уже с чемоданами деревянными сидим в кузове машины, устеленном соломой. Женихи провожали с полевыми цветами».
«Дома родители, конечно, волновались. Говорили, что нас там порежут, и переживали, что работать некому. Кто свёклу полоть будет? Кто солому и сено зарабатывать будет? Но председатель успокоил, сказал, что мы свою долю получим», – говорит Татьяна Стерликова.
Свои сценические костюмы, в которых выступали в Москве, участницы хора берегут как память.
«Сарафаны небесного цвета, кофты крепдешиновые, белые туфли на каблуках, платочки и бусы. Нас так область одела, что мы не похожи были на деревенских колхозников, – отмечает Раиса Быкова. – До этого платья были ситцевые, пододеяльник распорют, родители тебе из этой тряпки сошьют что‑нибудь. Жизнь была трудная, а песня всегда оставалась у нас на первом месте».
«И куда бы мы ни ехали, всегда пели и не расстраивались, что нет платья или обуви», – добавляет Наталья Торохова.
Молодые да хитрые
Москва впечатлила малобыковцев, но вели они себя скромно, одни никуда не ходили. Поселили их в студенческом общежитии вместе с остальными делегациями из разных концов Советского Союза.
«Вечером в окно выглянешь, а во дворе – песни, танцы, игры разных национальностей», – рассказывает Татьяна Стерликова.
«К нам присоединили осетин, их тоже было примерно 24 человека. И все с кинжалами на поясе, мы думали, что они нас порежут», – смеётся Раиса Быкова.
Выступал малобыковский хор с песнями «Гусли-мысли», «Как по бережку Ванюша», «Давайте дружить», «Вот кто‑то с горочки спустился» в министерстве культуры, в «Лужниках», на встрече с португальцами, в театре Советской армии.
Месяц провели они в Москве. Не удалось спокойно посмотреть столицу – то там петь, то тут репетировать. Но побывал коллектив в Кремле и Оружейной палате, в Государственном историческом музее и мавзолее В. И. Ленина.
«Один раз заблудились в магазине большом, – признаётся Раиса Быкова. – Мы командировочные получили, накупили платков, босоножки взяли, а выход не могли найти. Идём, идём, глядь – а это зеркало. Снова ищем, хорошо, мужчина нам помог».
«Ещё случай смешной был. Едем в автобусе, а нас не пускают дальше, потому что иностранцы выступают. А у нас одна участница была похожа на азиатку. Она голову высунула в окно, а мы песню китайскую запели и проехали, – смеётся Наталья Торохова. – Молодые были да хитрые».
Малобыковский хор выступал на закрытии фестиваля. За отличное поведение девушек ставили в пример остальным.
«Дисциплина у нас была серьёзная. По одной никуда не ходили, всё вместе делали. Меня выбрали, чтобы я наблюдала и рассказывала о нарушениях, а докладывать было нечего: все вели себя хорошо, не пили, не курили, не блудили», – признаётся Анна Черноусова.
«Для нас песня была важнее всего, только глаза раскроешь – и сразу поёшь, – говорит Раиса Быкова. – И сейчас сойдёмся – некогда разговаривать, скорее петь».
Гастрольный тур
Фестивальные значки остались на память у участниц хора. Анна Черноусова до сих пор носит его на костюме. Домой малобыковцы вернулись лауреатами VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов с дипломами I степени.
«В Москве сфотографировали двух участниц хора, а фамилию перепутали и мою написали. Как начали ко мне письма приходить, почтальон привозил по три мешка в день. Добрые пожелания писали», – говорит Татьяна Стерликова.
После фестиваля девушки выступали сначала в своём районе, а потом и по всей области.
«Когда далеко от дома были, нас расселяли по разным бабушкам ночевать. Они соломенный матрас на пол клали и всё, так мы и спали», – вспоминает Евдокия Черменёва.
«В машину настелют соломы и везут выступать, или на санях сидим на самой макушке сверху сена, в Доме культуры дадут пристанище, переночуем и дальше», – добавляет Екатерина Денисова.
Молодые, голосистые, они пели во многих парках и скверах, на стадионах и в домах культуры.
«Мы проложили дорогу остальным, показали, что и в сёлах есть таланты», – подчёркивает Анна Черноусова.
«У нас из молодости есть что вспомнить», – с грустью в голосе произносит Екатерина Денисова.
«Песнями мы жизнь себе продлеваем», – скромно добавляет Татьяна Чернякова.
«Отец мой говорил: «Доченька, как же хорошо у вас получается, не бросай песню». Вот я до сих пор и пою», – признаётся Раиса Быкова.
Судьба так распорядилась, что кого‑то уже нет, а кто‑то уехал, но дело своё народные певицы не бросают: они и сейчас непременные участницы районных и областных мероприятий. Так что московский задор 60-летней давности никуда не делся.