К сожалению, как он выглядел, не известно: его портрет не сохранился. Однако сотрудники Белгородского государственного историко-краеведческого музея по крупицам собрали информацию о жизни музыканта.
Церковный хорист
Точная дата рождения Василия Трутовского неизвестна. Историки считают, что он появился на свет примерно в 1740 году в Ивановской слободе, которая находилась близ крепости Хотмыжск, входившей в состав Белгородской губернии. Прапрадед Трутовского – польский дворянин Василий Сидорович Третиус – переехал в Россию, принял православие и в 1673 году был рукоположен Белгородским епископом в священники Сумского слободского полка в городе Краснополье.
«Священниками были прадед будущего музыканта – Симеон Васильевич, дед – Василий Симеонович и отец – Фёдор Васильевич. Поэтому неудивительно, что юный Василий начал музыкальную карьеру в церковном хоре по месту службы своего отца – «священника Белгородской губернии Слободского Харьковского полку Ивановской слободы от церкви крепости Хотмыжск». Тогда же юный хорист выбрал для себя и музыкальный инструмент – гусли», – рассказывает научный сотрудник историко-краеведческого музея Анна Малахова.
Придворный гусляр
Каким образом юный Трутовский оказался в Санкт-Петербурге, точно неизвестно. Говорят, что его игра на гуслях понравилась проезжавшему через Белгородский край князю Потёмкину – большому любителю музыки. Он заслушался ладным переливом струн под пальцами молодого гусляра. И забрал Василия в столицу. Впрочем, это всего лишь народная легенда, ведь в то время Григорий Потёмкин ещё не был князем, а служил, не покидая Санкт-Петербурга, в Конной гвардии в скромном чине вахмистра.
Точно известно, что Трутовский состоял в придворной певческой капелле, а 10 января 1761 года его определили лакеем при великом князе Павле Петровиче с жалованьем 150 рублей в год и обязанностью играть на гуслях.
В 1766 году Василий Трутовский был «произведён при камер-музыке камер-музыкантом» и допущен во внутренние покои «Ея Императорского Величества Екатерины II для играния на гуслях». Кстати, придворный чин камер-музыканта просуществовал в России до XIX века.
Василий Трутовский мечтал о возвращении ему дворянства, утраченного его польским предком при переезде в Россию.
«Для пожалования дворянства чина камер-музыканта было недостаточно. Но в 1767 году правительствующий Сенат за заслуги перед императорским двором выдал Василию Трутовскому «Патент» о назначении чина «квартирмейстера в ранге сухопутного прапорщика» с оставлением в должности камер-музыканта. А звание прапорщика в то время давало право на дворянство», – поясняет Малахова.
Однако не только это было целью в жизни Василия Трутовского. Он писал музыку, собирал стихи и записывал народные песни.
30 лет наш земляк играл и пел для вельмож, но в конце концов решил оставить придворную службу. Ему был 51 год.
Гусарская «Кружка»
За время службы при императорском дворе Василий Трутовский свёл знакомство со многими видными деятелями культуры того времени. Известный библиограф Павел Симони писал: «С Потёмкиным являлись в дом Нарышкиных, без того полный, передовые люди сего дела (музыки), обращавшиеся в домашних людей и друзей: вывезенный князем придворный гуслист Трутовский, первейший собиратель Великорусских песен, перелагатель их на ноты».
Возможно, именно на вечерах Нарышкина окрепли дружеские связи Трутовского с Осипом Козловским – замечательным композитором второй половины XVIII – начала XIX века, который «заведовал музыкальной частью этих вечеров», выдающимся поэтом Гавриилом Державиным, а также с архитектором и собирателем народных песен Николаем Львовым.
На одной из встреч Державин прочёл Трутовскому своё стихотворение «Кружка»:
Краса пирующих друзей,
Забав и радостий подружка,
Предстань пред нас,
предстань скорей,
Большая сребряная кружка!
Давно уж нам в тебя пора
Пивца налить
И пить:
Ура! ура! ура!..
…Бывало, пляска, резвость, смех
В хмелю друг друга обнимают;
Теперь наместо сих утех
Жеманством, лаской угощают.
Жеманство нам прогнать пора,
Но просто жить
И пить:
Ура! ура! ура!
Трутовский написал к этому стихотворению музыку. И застольная песня «Кружка» сделалась весьма популярной, особенно среди гусар. К тому же этот шлягер XVIII века оказался первым в истории русской музыки самостоятельным композиторским сочинением: Трутовский использовал для создания песни авторский стихотворный текст. Причём этот текст основан на новой системе стихосложения, и поэтому композитор применил тоже новую, отличную от фольклорной системы музыкальную речь.
Первый камень
Но в историю русской музыки Трутовский вошёл прежде всего как издатель первого в России «Собрания русских простых песен с нотами». После первой его части, опубликованной в 1776 году, последовали ещё три – с десятками шуточных, плясовых, лирических, хороводных и эпических песен.
Некоторые произведения нашего земляка Николай Римский-Корсаков включил в свой сборник 1876 года «100 русских народных песен», а песню «Ходила младёшенька по борочку» использовал в фантазии для скрипки с оркестром. И другие известные композиторы обращались к творчеству Трутовского. Его песня «Во селе, селе Покровском» звучала в опере Василия Пашкевича «Федул с детьми», «Из‑под дуба, из‑под вяза» – в опере Александра Серова «Рогнеда», а «На берегу у ставка» – в опере Модеста Мусоргского «Сорочинская ярмарка».
«Своими трудами Василий Трутовский заложил первый камень в фундамент русской музыкальной фольклористики», – считает Анна Малахова.
Ушёл из жизни наш земляк около 1810 года в Санкт-Петербурге. Более точную дату его биографы пока не установили.