«Сердцем чувствую тему». Чем удивляет выставка белгородского художника Анатолия Галюзина
«Белгородская правда» побывала на открытии экспозиции «Отражение»

-
Статья
-
Статья
Мэтр изобразительного искусства Белгородской области, староосколец Анатолий Галюзин в этом году отметил 80-летие. Поздравить художника с юбилеем в Белгородский художественный музей пришли коллеги, друзья и просто любители графики.
Жираф по клеточкам
Анатолий Арсентьевич родился 27 февраля в победоносном для нашей страны 1945 году в посёлке Родаково Луганской (тогда – Ворошиловградской) области. Войну он не застал, но разруху и голод, трудности героического восстановления страны – вполне. Тема Великой Победы в его творчестве будет присутствовать всю жизнь. Но вначале был… рисунок жирафа в школьной тетрадке.
«Увидев изображение жирафа, я захотел его перерисовать, – рассказывает художник. – Попробовал – не получилось. А брат мне говорит: «Просто перерисовать не получится. Нужно разбить лист на клеточки и рисовать по ним». По его совету получилось. Все посмотрели, начали хвалить. А когда ребёнка хвалят, естественно, у него появляется желание сделать ещё что‑то».
Так искусство вошло в жизнь Анатолия Галюзина. В школе он рисовал всё что можно: стенгазеты, праздничные плакаты. После 9-го класса поступил в художественное училище на скульптора, а потом – в Харьковский государственный художественно-промышленный институт, где освоил искусство графики.

Во время службы в армии в часы отдыха рисовал акварелью. Именно в части состоялась его первая персональная выставка.
Муза рядом
Одно время Галюзин работал в монументальном цехе Ворошиловградского художественного фонда. В этот период, будучи в командировке в Воронеже, встретил будущую жену – Анну Александровну. Увидев её, подошёл с вопросом: «Девушка, скажите, хорошо ли быть красивой?» Она сразу поняла: с этим весельчаком не заскучаешь. И не скучает до сих пор.
«Женой художника быть трудно, – улыбается Анна Александровна. – Зато не скучно, всегда интересно. Все недостатки можно принять, понять, простить. Ведь главное – всю жизнь мне помогала вера в Бога».

Анна Галюзина – учитель русского языка и литературы, но в последние годы преподавала в школе православную культуру. Открыла два духовно-просветительских центра. Входит в правление регионального отделения международной общественной организации «Союз православных женщин».
Женившись, Анатолий Галюзин остался у супруги в Воронеже, преподавал в художественном училище. А в 1980 году переехал в Старый Оскол. Анна Александровна – его муза. На выставке она изображена на монотипии «Он мог быть рядом» в виде одинокой женщины на двухместной софе. Монотипия для автора – самая доступная графическая техника с точки зрения работы в домашних условиях.
Можно приступать
Судя по работам художника, его вдохновляет всё окружающее. На выставке в художественном музее можно увидеть портреты («Луганчанка»), натюрморты («Белгородские яблоки»), нежные пейзажи («Крымская весна»). Создание портретов – важная часть творчества Анатолия Галюзина. Они не просто фиксируют знакомые образы, но открывают внутренний мир самого автора. Анатолий Арсентьевич позволяет заглянуть в свою душу, тем самым стирая границы между художником и зрителем.
Натюрморты мастера отличаются лёгкостью, воздушностью, насыщенностью цветовой палитры. В них художник передаёт своё видение простых предметов, наделяя их собственным характером и выразительностью.






Но по‑настоящему свята для него память о страданиях народа в трудные годы. Посетителей выставки встречает триптих «Красная линия», посвящённый донбасским событиям. Они не могут не волновать художника родом с Луганской области. Да и сейчас в Донецке живёт его старшая сестра. Все части триптиха – про разрушенные жилые дома, промышленные здания. О том, что это Донбасс, говорят характерные силуэты терриконов.
«Я сердцем чувствую эту тему, и горжусь, и сочувствую нашему воину, – говорит автор. – Сюжетов, которые она даёт, не исчерпать. Я живу на пятом этаже, а внизу детский садик. Как‑то слышу: воздушная тревога. Смотрю вниз – дети разбежались с игровой площадки, прячутся в садике. Сразу стало ясно: можно приступать к работе».






На рисунке «Опустевший пляж Белого города» изображён пляж на правом берегу Северского Донца. Действительно, пустой. Стоит бетонное укрытие, а в небе – след ракеты. Вой сирены ракетной опасности не запечатлеть на бумаге. Но чувства горожан в эти минуты передать можно.
Тревожный колорит
На каждой из трёх монотипий, объединённых названием «Весточка», – дети и фронтовые письма их отцов. Они резонируют с воспоминаниями тех, кто испытал тяжёлые последствия войны. За этот триптих Анатолий Галюзин в 2022 году получил премию конкурса «Прохоровское поле» в номинации «Графика». Памяти о Великой Отечественной войне посвящён ещё один триптих – «Под покровом Пресвятой Богородицы».
Не ускользнула от глаз художника, вдохновила на творчество глобальная катастрофа – пандемия ковида. В посвящённых ей работах посредством тревожного колорита, игры синих и лиловых оттенков, напряжённой композиции автор создаёт ощущение одиночества и отчуждённости. Эти произведения характерны деталями: то тут, то там видишь медицинскую маску, колючий шарик ковидного вируса, урну с прахом… Абстрактный характер произведений символизирует непонятность для людей самой болезни.






В Союз художников Анатолий Галюзин вступил в 2017 году. Хотя мог сделать это значительно раньше.
«Прежде в моём окружении ребята посмеивались над членами Союза, которые выполняют социальный заказ, пишут работы для колхозов, предприятий. Мне, как и им, хотелось независимости, творческой свободы, – объясняет художник. – Говорили о том, что союз не имеет смысла вообще, пробиться в люди можно и самостоятельно. Но пришло время, и я подумал, что в членстве есть и преимущества. С практической точки зрения это возможность чаще выставляться. А в плане творчества членство в союзе ставит тебя в один ряд со многими другими художниками, действительно великолепными».
Выставка будет работать до 18 апреля.
Олег Гончаренко