Чудо, сотворённое верой. Какие загадки таит история храма в Лесном Уколово
Удивительным образом до наших дней сохранилось не только само сооружение, но и древние иконы, предметы церковной утвари, элементы убранства и даже старинные богослужебные книги
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Судьба этой церкви в Красненском районе поистине удивительна. Она стойко пережила лихолетье – и волны антирелигиозных репрессий, и период оккупации. Вокруг разрушались и грабились храмы, а лесноуколовская святыня осталась нетронутой.
Белые пятна
В храме нас встречают его нынешний настоятель, священник Олег Ютаев и заведующая местной библиотекой Людмила Лицукова. Они рассказывают: в истории Христорождественской церкви много белых пятен.
Деревянный храм был в селе ещё в 1730 году. А позже решили возвести каменный. В интернете много лет распространяется информация, что его строительство начали в 30-х годах XIX века. Но документальные источники говорят, что первый каменный храм в селе возвели в 1803 году. А церковь, которая сейчас стоит здесь, построена уже в 1893-м. Что послужило причиной её строительства? Точного ответа нет. Возможно, поспособствовал рост численности населения. И предыдущий храм просто перестал вмещать всех прихожан.
Внутреннее пространство разделено перегородкой. Главный престол храма освящён в честь Рождества Христова. Ещё есть два малых – в честь Сошествия Святого Духа и Димитрия Ростовского. Восхищает своей красотой старинный пятиярусный иконостас. Изготовлен он из дерева, а сверху покрыт сусальным золотом. Точная дата его установки неизвестна, но, судя по тому, что на одной из икон мы видим преподобного Серафима Саровского, канонизированного в 1903 году, можно предположить, что это первое десятилетие XX века.
Сохранилось здесь и восхитительное старинное паникадило – центральная храмовая люстра со множеством лампад.
«Вот так мы его опускаем. Зажигаем лампадки и потом потихоньку поднимаем наверх», – тянет за верёвку отец Олег.
А затем распахивает шкаф и удивляет нас коллекцией старинных книг:
«Самая древняя из них – Новый Завет с дарственной надписью 1803 года. Много здесь богослужебных книг начала XX века. И, кстати, это не просто музейные экспонаты. До моего назначения они время от времени использовались. Сейчас я расширил библиотеку и докупил новые издания».
Ветхозаветная троица
Старинная утварь и иконы свидетельствуют о том, что жители Лесного Уколово свой храм любили и не жалели средств на его украшение. Без сомнения, заказывать всё это помогал человек сведущий и с хорошим вкусом. Чего стоят одни только иконы, присланные из Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Другая серия дореволюционных икон в окладах удивляет сюжетами, которых уже не увидишь в современности. Вот, к примеру, все мы привыкли к «Троице» Андрея Рублёва. А на иконе в лесноуколовском храме видим не три, а четыре образа. Скорее всего, это «Ветхозаветная Троица», где изображён описанный в книге «Бытие» момент, как Господь явился Аврааму в виде трёх мужей у дубравы Мамре. И Авраам радостно принял гостей.
В Свято-Пантелеимоновом монастыре изготовили и храмовое Распятие, об этом свидетельствует надпись на обратной стороне. А дореволюционная Плащаница уже потихоньку начала изнашиваться, поэтому на богослужении её больше не используют и решили выставить в храме как святыню для поклонения верующих.
Сохранились многие элементы лепного декора. За побелкой храмовых стен местами проглядывает другой цвет краски. Вероятно, его внутренний облик раньше отличался и в некоторых местах были настенные росписи, которые впоследствии закрасили.
«Службы в храме не прекращались. Были попытки его закрыть. Но, говорят, жители вышли отстаивать свою церковь буквально с вилами и топорами. Однако же не только наш храм пытались отстоять. Обычно всё заканчивалось ссылками и расстрелами. А тут получилось сохранить. В каком‑то смысле это чудо и простой человеческой логикой его не объяснишь. Не уменьшая заслуги людей, которые отстаивали святыню, замечу, что, наверное, в этом был Божий промысл», – говорит отец Олег.
Старожилы вспоминают, что во время оккупации местная переводчица и прихожанин, выбранный немцами старостой, передавали информацию партизанам и несколько раз уничтожали расстрельные списки. Смогли они спасти жителей и от расправы, когда фашисты хотели наказать их за убийство немецкого офицера, произошедшее неподалёку от этих мест. Удивительно, но люди рассказывали, что даже некоторые из оккупантов, исповедовавшие православную веру, приходили сюда на богослужения.
После войны настоятелем стал фронтовик-разведчик Василий Садовский. Говорят, у него были связи в органах, поэтому храм благополучно пережил и хрущёвские времена.
Неотъемлемая часть
В начале XX века в селе жили более трёх тысяч человек. К приходу относился также хутор Гончаровка. Многолюдно здесь было и в советские годы. Так как многие храмы были закрыты, верующие съезжались сюда из разных мест. В дни больших праздников приезжающие с трудом находили место для постоя. Они массово ночевали на сеновалах. Сейчас, спустя годы, количество прихожан значительно уменьшилось, большая часть из них – в преклонном возрасте.
«Храм – неотъемлемая часть нашей жизни. С ним многое связано. По крупицам мы собираем данные о нём. У нас есть летопись села. Верю, напишем и подробную историю нашей церкви», – отмечает Людмила Лицукова.
Отец Олег назначен на приход четыре года назад. И с интересом стал знакомиться с доверенной ему святыней:
«Помню, когда я служил здесь первую литургию и читал перед Царскими вратами входные молитвы, с трепетом подумал: неужели я здесь служить буду? Такие грандиозные были впечатления. Здесь молилось несколько поколений людей, храм не закрывался. Ощущаю чувство преемственности. Особенно когда изучаю документы и узнаю о людях, которые служили здесь раньше и также молились. И конечно, чувствую ответственность за сохранение этой святыни. Сделаю для этого всё возможное».
Анна Черкашина