Не бывает чужой беды. Почему начальник пожарного караула даже вне работы спасает людей
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Сотрудники МЧС – это люди с особым складом характера. Их выбор профессии не обусловлен материальными соображениями или стремлением к карьерному росту. Сюда они идут, как говорят сами спасатели, по велению души. Они посвящают свою жизнь служению обществу, спасая людей в самых экстремальных ситуациях. И тот, кто не ушёл сразу, уже не уйдёт никогда. Как и Александр Поздняков, который ещё в 2011 году пришёл в МЧС, да так и остался здесь, спасая людей не только на работе, но и вне её.
Туда, где нужен больше
Эта история могла бы остаться неизвестной, если бы не одно обстоятельство: в чужой стране в случае вынужденного спасения людей спасатель обязан заявить об этом властям. Такой закон. Так и узнала вся страна, как белгородец Александр Поздняков в Турции спас людей после страшного ДТП. Спас, хотя и не должен был – не на работе находился, был там на спортивных сборах, и спасённые – граждане чужой страны. Но для Александра всё это неважно. Увидев беду, он не мог оставаться безучастным. Действовал быстро и решительно, сделал всё как надо ещё до приезда спецслужб. Спас людей и так же буднично отправился дальше, потому как свой поступок героическим не считает, объясняя тем, что на его месте так поступил бы каждый сотрудник МЧС.
Александру 36 лет, родился он в семье военных. И дедушка, и папа носили погоны, были офицерами. Андрей Викторович – отец Александра, полковник запаса – очень обрадовался, когда сын решил пойти по его стопам. Ведь Поздняков с детства активно занимался спортом. Он кандидат в мастера спорта по гандболу, дважды становился чемпионом России по этому виду спорта:
«Ещё в девятом классе отец предложил поступить в Суворовское училище в Санкт-Петербурге, где учился сам. Но у меня хорошо складывалась спортивная карьера, и я решил поступать на физкультурный факультет. Окончив первый курс, попал на практику на водно-спасательную станцию. Вдохновившись этой работой, до окончания вуза трудился спасателем в поисково-спасательном отряде города Белгорода. Сразу после выпуска ушёл в армию, а когда вернулся, не раздумывая отправился служить в специализированную пожарно-спасательную часть, которую всегда считал для себя примером и эталоном профессионализма. И с 2011 по 2015 год я служил мастером-пожарным, а потом и командиром отделения».
В 2015 году Александр вернулся в спорт. Был тренером, активно занялся триатлоном. Но когда началась специальная военная операция, решил, что сейчас стране и городу больше нужен его опыт спасателя–пожарного, и вернулся в часть.
«Предложили должность начальника караула. По образованию подходил, но принял решение, что продолжу учиться. Поступил в университет МЧС в Санкт-Петербурге и параллельно окончил курсы повышения квалификации в академии в Иваново. Служу на должности начальника караула, руководителя дежурной смены. В моём подчинении 20 человек. Каждые четвёртые сутки заступаю на боевое дежурство. Но обстановка сейчас требует большей вовлечённости, чаще, чем сутки через трое».
Сознательный выбор
История, прогремевшая на всю страну, произошла в Турции, куда Александр поехал во время отпуска на спортивные сборы. О своём подвиге герой рассказывает просто и буднично:
«Мы ехали колонной и увидели, как машина попала в аварию. Оставил велосипед. Двое ребят подбежали со мной. Когда подъехали автомобили, я попросил, чтобы вызвали службу спасения и достали огнетушители. В перевёрнутой машине было задымление моторного отсека, и я понимал, что, возможно, будет возгорание. Один пострадавший выбрался самостоятельно. Второго – подростка – я вытащил из машины. Они сказали мне, что внутри находится третий человек. Он был зажат и находился в бессознательном состоянии. Мы учим людей, что не надо доставать пострадавших, можно только усугубить ситуацию. Сначала нужно стабилизировать его состояние. Но времени у нас не было, потому что автомобиль мог загореться. Я взял на себя ответственность, залез в машину, используя рычаг, освободил ему ноги и аккуратно вытащил. Мы отнесли его на безопасное расстояние. Один из ребят в команде по образованию медик. С ним определили, какие у пострадавшего травмы и повреждения, придали ему правильное положение и ждали скорую помощь и полицию. Когда те приехали, взяли велосипеды и поехали дальше».
Когда спрашиваю Александра, почему настолько буднично он рассказывает о спасении людей, тот объясняет:
«Не считаю это чем–то из ряда вон выходящим, это наша повседневная работа. Приятно, что случай получил широкий отклик, но могу сказать, что спасатели ежедневно делают невероятные вещи, о которых точно людям нужно знать. Каждый сотрудник осознаёт важность своей работы и связанные с ней риски. Наша работа не приносит людям счастье, потому что соприкасается с чужим горем, но каждое спасение дарит нам невероятное чувство удовлетворения».
Сотрудники части, в которой работает Александр, побывали на всех чрезвычайных происшествиях. Спасали людей во время массированных обстрелов, вытаскивали из‑под завалов. Поздняков с коллегами работал приобрушении домов в Белгороде и Шебекино, выезжал в Грайворон.
«Трудились в достаточно опасных условиях, если можно так выразиться, приближённых к боевым, когда приходилось работать между обстрелами. Как в Грайвороне, когда под завалами больницы искали пропавших без вести людей. Мы сейчас получаем уникальный опыт, бесценный, который передаётся всем. Есть определённые алгоритмы действия, выработанные в нашем Главном управлении. И от вызова к вызову мы получаем всё больше опыта! Честно говоря, не могу даже представить, насколько он объёмным стал за последние два года. К примеру, был массированный обстрел в районе Разумного. Мы выехали в составе одного подразделения на автоцистерне на тушение трёх легковых автомобилей. Очень быстро отработали, невероятно чётко всё сделали. Успели дозаправиться и приехали в помощь на возгорание дома. Помогли потушить этот дом и сразу же после этого ещё один дом потушили. И всё было настолько слаженно, что, когда вернулись в часть, я подумал: а что же будет с нами потом, в мирное время, когда это будет какой‑то простой пожар?»
При этом Александр не скрывает, что, как и все, в определённые моменты испытывает страх:
— Это очень мобилизует. Вырабатывается адреналин, ты становишься быстрее, обостряется восприятие. Но главное здесь – суметь разработать эффективные алгоритмы действий и обеспечить безопасность команды даже в самых экстремальных условиях. А адреналин помогает переносить нагрузки, их сейчас у нас хватает. Бывало и так, что сутки закончились, а ты ещё три дня в полевых условиях находишься. И это всегда наше добровольное решение, потому что понимаем – иначе нельзя. Людям нужно помогать. У нас, могу сказать со всей ответственностью, люди работают за идею. Есть в нашей среде такое поверье, что если человек отработал три года и не ушёл, то останется уже до окончания срока службы.
— Люди часто благодарят? – спрашиваю спасателя.
— Честно сказать, до 2015 года я ни разу не слышал слова «спасибо». Сейчас ситуация изменилась, люди благодарят. Но мы прекрасно понимаем, что в чрезвычайных ситуациях людям не до этого. Да и мы не ради чьей‑то благодарности работаем, а по велению сердца.
Вместо послесловия
Уже в конце беседы узнаю, что Александр, несмотря на свою загруженность, ещё и активно занимается благотворительностью. Вместе с единомышленниками они помогают детям из детских домов и интернатов в отдалённых районах. Его отзывчивость не знает границ: он помогает людям, оказавшимся в беде, где бы они ни находились. Потому что для него чужого горя не существует.
Алексей Стопичев