Всего на наш век не хватит. Белгородские учёные спасают реликтовое болото, но пока тщетно
Несмотря на уникальность места и его известность в научных кругах, началась активная застройка этого участка
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Когда поворачиваешь с улицы Волчанской к пляжу «Пескарьер», видишь по левую сторону от дороги большое поле, заросшее пахучим разнотравьем и окаймлённое стройными соснами. Это старинное болото Моховое в урочище Липки. Его возраст около пяти тысяч лет, и здесь, по наблюдениям российских учёных-экологов, в биологическом разнообразии успешно соседствуют краснокнижные растения и животные. Природный уголок сохранили нетронутым в советское время и даже в лихие 90-е. Только в 2016 году к живописной территории возник интерес.
И даже три куртины огородили
Тогда, восемь лет назад, авторитетные учёные-экологи: председатель комиссии по Красной книге Белгородской области профессор Александр Владимирович Присный и его новооскольский коллега Александр Викторович Гусев инициировали видеосюжет ВГТРК «Белгород». Причиной стало появление асфальтированной вертолётной площадки – 16 кв. м, горы валежника и мульчированных отходов. Тележурналист Светлана Матушкина отметила, что на уникальном травяном болоте собираются построить амбулаторно-поликлинический центр. Учёные резюмировали, что специфичность флоры и фауны в этом случае нарушится.
В сюжете фигурировал документ – ответ на обращение от городской мэрии, которая объяснила, что щепа в таком количестве появилась в результате уборки леса от сухостоя по управленческому проекту. Как предположили учёные, герои сюжета, все мероприятия прошли для подготовки территории к строительству вышеуказанного центра. На вопрос учёных, произведены ли инженерно-экологические изыскания перед планированием строительства на произрастание краснокнижных растений и наличие редких видов животных, ответили, что обследование провели и даже три островка с редкими растениями огородили лентой, а вот почему‑то на уникальные виды орхидных в других близлежащих куртинах даже не обратили внимания. В сюжете биологи пояснили, что они обратились к депутату Склярову, который обещал в этом вопросе разобраться. Неожиданно выяснилось, что строительство велось без согласования.
В 2019 году ушёл из жизни профессор Александр Владимирович Присный. Его дело продолжил сын Юрий, кандидат биологических наук, связавший профессиональный круг интересов с сохранением биоразнообразия региона. Он и рассказал «Белгородской правде», что к 2024 году состояние ценной природной территории катастрофически ухудшилось. Одновременно в редакцию поступил запрос от сотрудников борисовского заповедника «Белогорье», их тоже волнует судьба природного объекта. Учёные предложили придать болоту Моховому статус особо охраняемой территории местного значения (категория: природный резерват).
Идёт застройка участка
Чтобы понять, как проходил диалог в письмах в 2024 гг. между администрацией города (именно в её ведомстве находится участок площадью 30 га) и сторонниками сохранения реликтового болота, «Белгородская правда» встретилась с учёными НИУ «БелГУ» Юрием Присным и Викторией Зеленковой. Специалисты привели интересные факты: заболоченное место сформировалось в начале суббореального периода, когда на данной территории происходило похолодание; со временем климат изменился, и оно превратилось в полноценное болото. О его исключительности рассказывал в своей статье в 1903 году академик Владимир Иванович Сукачёв.
Начиная с 80-х годов, преподаватели и студенты БелГУ на этом месте наблюдали редкие растения, изучали виды птиц и земноводных.
В 2024 году вопреки всем рекомендациям учёных на части реликтового болота завершается строительство трёхэтажного медицинского центра. Рядом собираются возводить школу для одарённых детей на 800 мест. Этот факт следует из ответа Юрию Александровичу от министерства строительства Белгородской области. Под застройку школы администрация города передаёт земельный участок площадью 333926 кв. м. Сейчас идёт его разработка и планирование. Возле медицинского центра появился пруд, что констатирует факт губительного вмешательства человека в естественную среду обитания.
«Болото ещё частично сохранилось, несмотря на застройку. Оно играет огромную роль в сохранении биоразнообразия региона и требует статуса ООПТ. В настоящее время это место нуждается в поддержании природных условий (в первую очередь свойственного ему гидрологического режима) и прекращении любого вида хозяйственной деятельности на нём», – считает учёный.
У министерства строительства Белгородской области другое мнение. В документе – ответе на запрос, который имеется в редакции, написано, что строительство школы не нарушает границ особо охраняемой территории регионального значения Белгородской области (имеются в виду границы лесного фонда РФ, в которые территория болота не входит). Составители ответа утверждают, что в смету включены мероприятия по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания.
Предложения не поддержали
В ответе на рассмотрение обращения Юрия Присного уже к белгородской администрации уточняется, что предложений и замечаний в адрес комиссии по подготовке документов территориального планирования по результатам публичных слушаний, состоявшихся в январе и июне 2023 года, по внесению изменений в генеральный план города в части пересмотра границ будущей школы, не поступало. Хотя перед слушаниями администрация города запрашивала информацию о редких видах растений и животных и получила её вовремя.
Также мэрия указывает, что болото расположено вблизи ООПТ природного заказника «Зелёные насаждения» и не входит в особо охраняемые территории. Решение о создании ООПТ регионального значения принимает министерство природопользования Белгородской области.
«Как же так? – спрашивает Юрий Александрович. – Восемь лет назад экологи били тревогу. Обращались в администрацию города, к депутату Склярову и в министерство природопользования – оно, правда, тогда по‑другому называлось – с обращениями об организации ООПТ местного значения. В итоге начали стройку и предложения уважаемых учёных не поддержали».
Пока готовился материал, Юрию Присному пришёл ещё один ответ от министерства природопользования Белгородской области, в котором указано: для того чтобы организовать на этом месте ООПТ, нужно провести исследования и подготовить материалы и карты на их основе за счёт собственных средств (Постановление Белгородской области от 21 декабря 2020 года № 530-пп).
«В мае мы отправляли в министерство и администрацию города результаты экологического обследования, это, собственно, описание растительного и животного мира, а также схему ООПТ с координатами. То есть то, что могли подготовить сами – ботаники, зоологи и картографы. Финансово-экономическое обоснование мы не делали. Тогда министерство не стало рассматривать даже то, что было, формально указав на отсутствие полного комплекта документов», – говорит Юрий Александрович.
Сейчас на улице конец августа, законом определено, что обследования можно провести в апреле – августе, когда цветут краснокнижные растения. То есть время упущено.
«Мы обращались в мае с данными 2023 года… Теперь они устарели, по мнению министерства, а значит, повторное обследование можно провести только в следующем году, – объясняет эколог. – Жаль, что администрация города тянула с ответом и не поступила бережно по отношению к природному комплексу, тогда вопрос о строительстве школы решился бы в пользу сохранения болота Мохового».
Время упущено, а возле медицинского центра уже руками человека агрессивно меняется ландшафт. Возможно, у нашего читателя возник вопрос, почему к этому месту нужно относиться бережно. Ботаники и зоологи объясняют – это природное наследие. Напоминаю, что его возраст более пяти тысяч лет.
«На таком маленьком клочке сосредоточено богатое флористическое и зоологическое разнообразие: более 20 видов редких растений и животных. Здесь живут белая цапля, кулик-сорока, лебедь-шипун, рыжая цапля, квакша восточная, которая отмечалась в области 50 лет назад и наконец‑то недавно появилась вновь, а значит, экологические условия для неё привлекательны», – подчёркивает Юрий Присный.
Рекомендации в красной книге
Можно ли было внести этот участок в региональную сеть ООПТ раньше? Конечно, можно. Но этого не сделали по весьма смешной причине.
«Следственный изолятор пас коров в Сосновке, и эта территория использовалась как пастбище», – уточняет биолог.
В разное время здесь работали сотрудники университета Валентина Скорбач, Анатолий Калчанов, Александр Лазарев, учёные из Главного ботанического сада РАН, и все были уверены, что информированные об уникальности болота чиновники будут радеть за бесстатусный природный комплекс и в итоге поспособствуют созданию особо охраняемой зоны.
«В своё время обнаружили, что на болоте растут пять видов орхидных из десятка известных в области. Здесь соседствуют белозор и телептерис болотные, пальчатокоренник кровавый, дремлик морозниковый и другие краснокнижные растения», – объясняет и. о. заведующей лабораторией экспериментальной ботаники НИУ «БелГУ» Виктория Зеленкова.
На этом участке она ежегодно проводит научные исследования.
«Несомненно, болото имеет историческую ценность. Мы можем проследить изменения: какие растения были, какие сейчас есть. Ну и к тому же орхидные зацветают на 6–8-й год после произрастания, поэтому не всегда можно их наблюдать», – объясняет исследователь.
К сожалению, многие люди не видят ценности в пустыре, который находится посреди лесного массива.
«Нужно помнить, что деревья высадили в послевоенные годы. Да, до 1940-х рос естественно сформированный бор вдоль Северского Донца, но потом его уничтожили во время войны, затем высадили заново. Сам по себе лесной массив сейчас представляет меньшую ценность, нежели это болото. Опять же нужно понимать, что если осушится болото, а участок застроится, то сосняку может угрожать опасность», – предупреждает Виктория Николаевна.
Можно предположить, что осушение заболоченной части предусмотрено, так как избыток природной влаги в летне-осенний период и период таяния снега будет способствовать подтоплению фундамента и подвальных помещений. Такое явление можно наблюдать в городском парке Победы или на месте «МегаГринна».
Сейчас на платформе госзакупок размещена закупка на инженерно-изыскательские работы на строительство школы. Если всё пойдёт по такому же сценарию, как восемь лет назад, то очередные специалисты, возможно даже не из Белгорода, также выделят три куртинки и не заметят орхидные, не обратят внимания на рекомендации, данные в Красной книге, – прекратить дальнейшую застройку урочища Липки. Ведь помимо медицинского центра и школы появятся и парковка, и какой‑нибудь магазин, инфраструктуру‑то нужно наращивать.
«А правильно по отношению к реликтовому болоту, – говорит Виктория Николаевна, – чтобы никакого человеческого вмешательства не было, можно спланировать здесь экологическую тропу для студентов и любителей-биологов, как в Монастырском лесу. Лёгкая рекреационная нагрузка особого пагубного воздействия не окажет. Любые работы, любое присутствие человека приведут к деградации флоры и фауны. Если продолжат стройку, то через пару лет мы из вышеперечисленного ничего не увидим».
Юрий Александрович подытоживает нашу встречу:
«Сейчас как никогда мы говорим о проявлении патриотического отношения к нашей Отчизне. Уместно его выразить в сохранении малой родины – нашего уникального природного комплекса в Липках, как, например, меловые обнажения, которые являются визитной карточкой региона. Хотелось бы, чтобы прислушались к нашим рекомендациям и оформили участок как особо охраняемую природную территорию».
Елена Ховхун