Цифровизация – необходимость. Как компаниям спланировать перевозку и хранение грузов
-
Новость
-
Новость
О возможностях оптимизации расходов на логистику рассказал директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали» Александр Гаврилов.
Сегодня российский бизнес активно осваивает новые маршруты, выстраивает логистические цепочки в новых направлениях. Растущие объёмы производства также повышают нагрузку на логистику. При этом её стоимость увеличилась на 40–45 %, что требует от бизнеса другие способы снизить затраты и перераспределить ресурсы для дальнейшего роста.
Когда большая часть процессов предприятия происходит стандартным ручным способом: сотрудник вносит данные и сводит их, пишет или звонит водителю, чтобы узнать, когда он приедет, планирует маршруты, сверяясь с навигатором и последними новостями, – это занимает много времени. Ручная работа также повышает риск ошибок из‑за человеческого фактора: неправильно составленные маршруты, ошибки в документах, отсутствие контроля над водителями, некорректное оформление груза и многое другое.
Статистика, собранная на основе логистики 120 российских компаний, показала, что при ручном планировании около 10 % рейсов убыточны, а при общей себестоимости рейсов в 2 млн рублей убыток может достигать 800 тыс. рублей.
Поэтому сегодня цифровизация логистических процессов – необходимость, поскольку на логистику влияют не только расстояние, но и дорожные условия, погода, ограничения в пути, время погрузки и разгрузки. Минимизировать потери бизнеса можно за счёт оптимизации внутренней логистики и сокращения простоев.
Для мониторинга и контроля в логистике могут применять и специальные устройства, которые передают информацию о расположении и состоянии груза, корректности маршрута, соблюдении водителем ПДД, количестве продукции, безопасности. Тщательно выстроенная и контролируемая система значительно снижает риски.
Экономия только на одной бумаге может быть достаточно существенной: один офисный сотрудник в среднем использует 10 тыс. листов бумаги в год, и почти половина этого объёма уже в первый день оказывается в мусорке. А ещё бизнес тратит деньги на отправку бумажных документов, на их хранение в архиве.
У крупных предприятий эти расходы могут превратиться в миллионы рублей. Например, Почта России в 2024 году планировала сэкономить 250 млн за счёт перехода на электронные документы, в частности отказавшись от значительной доли путевых листов и бумажных актов.
При традиционном способе делопроизводства даже минимальная ошибка в документе, например в адресе, может привести к расходу топлива, машин, человеческих ресурсов, к проблемам с непринятым грузом и его переоформлением. Задержка груза на таможне, возврат, нарушение договора по срокам, штрафы за просрочку – всё это чревато потерей денег.
В управлении запасами неэффективный менеджмент приводит к издержкам. Убытки могут приносить и избыточные запасы, и их дефицит. Кроме того, убытки на складе возникают и из‑за неэффективного использования площадей, некорректного планирования размещения товаров – потом сотрудник его долго не может найти.
В сегодняшнем мире отсутствие цифровизации усложняет работу специалистов из‑за большого количества отличающихся задач. Для предприятия это – складские вопросы, контроль использования денег, поиск компаний на аутсорсинг, бухгалтерия и другие. Хоть на первый взгляд их можно решать отдельно, на самом деле они зависят друг от друга.