Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15 ноября 2024,  13:00
 44

Тревожное «агу». Можно ли вовремя выявить нарушения речи у ребёнка

Как понять, что речь вашего ребёнка развивается нормально?

Тревожное «агу». Можно ли вовремя выявить нарушения речи у ребёнкаФото: Полина Панфёрова
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Грамматически правильная, лексически богатая и фонетически чёткая речь – это ключ к успеху во многих сферах жизни. В современном мире, где информация распространяется молниеносно, а общение происходит в разных форматах, владение грамотной и выразительной речью становится всё более ценным навыком. Именно поэтому каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок говорил красиво, чётко и ясно. Но что делать, если малыш не произносит слова, путает звуки или не понимает простые языковые инструкции?

«Самое важное для родителей – вовремя заметить отклонения в развитии ребёнка. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем эффективнее будет лечение. Предотвратить нарушения речи можно, если своевременно помочь ребёнку овладеть теми навыками, которые должны быть у него в соответствии с возрастной нормой», – отмечает олигофренопедагог, учитель-логопед высшей категории Наталья Панфёрова.

Наталья Сергеевна рассказала, как распознать ранние симптомы речевых нарушений:

1. С рождения дети развиваются постепенно, каждый в своём темпе, но ступени развития, которые они проходят, одинаковые. Если с первых месяцев начинает отставать физическое развитие: в месяц малыш не держит головку или в два месяца не фиксирует взгляд на движущемся предмете, следовательно, впоследствии будет отставать и речевое развитие.

2. Если у ребёнка к первому году не появились первые слова (мама, папа, баба, дед), это говорит о том, что речь уже задерживается и можно начинать искать причину.

3. К двум годам малыш должен уметь говорить не менее 50 слов, повторять звуки и понимать простые языковые инструкции (дай, покажи). В этот период дети обычно уже умеют показывать свой возраст на пальчиках, откликаются на своё имя и понимают обращённую к ним речь. Если этих умений нет – скорее всего, у малыша есть нарушения в развитии.

4. Если к трём-четырём годам происходит сильное искажение звуков, ребёнок не понимает простые вопросы, не может назвать цвета и путается в простых понятиях (высокий – низкий, большой – маленький), нужно бить тревогу и обращаться к специалистам.

Учитель-логопед считает: самое важное, что требуется от родителей, – это терпение и желание работать с ребёнком на результат. Поэтому Наталья Панфёрова советует родителям ежедневно проводить с малышом развивающие занятия и игры.

Особое внимание в раннем возрасте следует уделить физическому развитию. С ребёнком нужно делать зарядку, позволять ему повторять и осваивать новые телодвижения. Также самое лучшее, что может дать родитель своему ребёнку, – это научить его самостоятельности: одеваться, раздеваться, умываться, собирать игрушки после игры и выполнять определённые правила, установленные семьёй. Самим же родителям необходимо чётко и внятно общаться с ребёнком, не длинными предложениями, а короткими фразами добиваясь того, чтобы малыш понимал, что от него хотят, и давал ответную реакцию. Если все эти условия будут соблюдены, то и речь начнёт развиваться, если, конечно, нет серьёзных нарушений в здоровье.

Подготовила Полина Панфёрова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×