Сердце для сердца. Белгородские медики подарили вторую жизнь тяжелобольному пациенту
В кардиоцентре областной клинической больнице святителя Иоасафа врачи успешно пересадили донорское сердце
-
Статья
-
Статья
Это уже вторая трансплантация, которую сделали в Белгороде в 2024 году, и десятая за 12 лет проведения подобных манипуляций. Такую операцию нельзя назвать рядовой, но белгородские сердечно-сосудистые хирурги за эти годы хорошо освоили практику пересадки донорского органа.
Неутешительный диагноз
Василий Свитлик много лет проработал в строительной бригаде. С жалобой на боли в сердце обратился к врачу ещё в 2013 году. Диагноз неутешительный – «дилатационная кардиомиопатия». У таких пациентов со временем сердце увеличивается в размерах и не может полноценно выполнять функцию перекачки крови.
Лечение мужчины начали с медикаментозной терапии, затем было несколько операций и установка кардиостимулятора. Но болезнь прогрессировала, и к 2018 году стало понятно, что Василию поможет только трансплантация.
Целых 6 лет с помощью правильно подобранной терапии команда кардиологов поддерживала пациента и вела его к операции. Шесть раз Василия вызывали в кардиоцентр, потому что появлялся донорский орган, но по тем или иным причинам он не подходил. И только в сентябре 2024 года мужчине пересадили здоровое сердце.
«Больше чем за 10 лет мы с Василием Васильевичем прошли через огонь, воду и медные трубы. Чего только не было, даже эпизод клинической смерти. Но мы не сдавались, тянули пациента, и он дождался донора», – рассказал заведующий кардиологическим диспансером областной клинической больницы Александр Зарудский.
Искусственное кровообращение позволило, наконец, больному сердцу выдохнуть, перейдя на холостой режим работы. Поставили зажим на аорту, и через некоторое время сердце пациента покинуло годами насиженное место. Отсекли электроды кардиовертера-дефибриллятора, благодаря которому больной смог дожить до пересадки. Теперь это устройство новому сердцу мужчины не понадобится.
Кройка и шитьё
Как рассказал оперирующий сердечно-сосудистый хирург Дмитрий Басараб, к трансплантации сердца, которая началась под утро, готовились всю ночь. Хотя данные обследования были хорошо известны и красноречиво говорили о необходимости операции, увидев изношенное сердце огромных размеров, врач невольно задумался о богатых резервах организма человека и заново проникся уважением к искусству кардиологов, годами тянувших больного, не давая ему погибнуть.
Донорский орган ярко контрастировал с недавно покинувшим грудную полость: здоровый, но пока холодный и крепко спящий, его нужно пробудить как можно быстрее.
Начались курсы кройки и шитья – так хирурги называют операционный процесс.
После огромного больного сердца осталось много места – нужно было перекроить его под здоровое, которое кажется маленьким. всё очень тщательно вымерять, чтобы нигде не было недостатка или избытка тканей.
При трансплантации важны скорость, качество и надёжность. В операционной во время процесса всегда тихо и спокойно: большая хирургия не терпит шума и суеты.
Пришито левое предсердие, межпредсердная перегородка, правое предсердие, лёгочная артерия и, наконец, аорта. Снят зажим с аорты: кровь больного заполнила вновь прибывший орган.
Сердце через несколько секунд самостоятельно, без разрядов дефибриллятора, забилось в груди нового хозяина. Донорский орган пробыл вне организма чуть более двух часов.
Ультразвуковое исследование подтвердило: новое сердце полностью справляется со своей непростой задачей.
С новым сердцем
Послеоперационный период прошёл штатно с единственным осложнением – сердце не включило свой синусовый узел и не захотело работать само, поэтому пациенту дополнительно установили кардиостимулятор. Со слов Александра Зарудского, такое случается довольно часто.
«Конечно, существует риск отторжения трансплантата в раннем послеоперационном периоде. Обычно мы это проверяем на 15–30-е сутки в стационаре после трансплантации. Пациенты сразу после пересадки начинают принимать иммуносупрессивную терапию – препараты, которые предотвращают острое отторжение органа, а в дальнейшем и хроническое. То есть они пожизненно находятся на этих препаратах», – рассказала врач-кардиолог кардиологического отделения № 1 областной клинической больницы Лариса Романенко.
Сейчас Василия Свитлика наблюдают амбулаторно. Он принимает иммуносупрессивные препараты и ведёт вполне полноценный образ жизни. А при соблюдении всех предписаний будет жить долго и счастливо.
Ведь есть ради кого. Все эти нелёгкие годы борьбы за жизнь рядом с мужчиной была его семья. У Василия трое детей, а в свои 48 лет он уже дважды дедушка.
«Много пришлось пережить. Лечение прописывали, диету, дефибрилляторы ставили, в Москву ездил. После шести неподходящих донорских сердец думал, что и это не подойдёт. А оно подошло, и операция прошла успешно. За столько лет много разных мыслей было в голове, а перед операцией так и вовсе вся жизнь за пару секунд перед глазами пролетела. Потом уснул и проснулся уже в палате. Я до сих пор не осознал, что это всё произошло со мной, и совершенно не чувствую, что у меня в груди что‑то чужое. Самочувствие сейчас гораздо лучше, чем раньше, а ведь только 2 месяца прошло. Очень благодарен всем врачам-кардиологам, кардиохирургам, персоналу отделения кардиологии – всем, кто помогал мне в лечении. Низкий поклон вам!» – поделился Свитлик.
Василий считает, что врачи подарили ему вторую жизнь, на которую у мужчины большие планы. Постепенно он собирается вернуться к работе, проводить больше времени с семьёй, но самое главное – читать сказки внукам, ведь в его жизни произошло самое настоящее чудо.
Наталья Дарованная