Логотип и этикетка. В Белгороде открыли ресурсный центр «ФинКульт_31»
В современном мире мало уметь правильно писать и расставлять знаки препинания, нужно ещё обладать особой грамотностью – финансовой
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
У кого‑то затруднение вызывает пользование мобильной версией банков, а кому‑то нужен чёткий алгоритм противодействия мошенникам. Теперь ответы на эти вопросы легко найти в ресурсном центре волонтёров финансового просвещения «ФинКульт_31».
За одной партой
В России создан 21 ресурсный центр по формированию финансовой грамотности. В нашем регионе он действует на базе областной государственной универсальной научной библиотеки.
«Начиная с 2019 года мы проводим работу по финансовому просвещению, – рассказывает руководитель ресурсного центра Лариса Чиж. – Наши специалисты из отдела производственной литературы, в том числе и я, окончили специализированные курсы в финансовом университете при правительстве РФ и получили соответствующее свидетельство».
Кроме областной библиотеки, предстояло создать школы финансовой грамотности на базе 500 муниципальных библиотек. Сложности возникли с кадровым вопросом: где найти столько специалистов, чтобы они могли профессионально консультировать по вопросам финграмотности? На помощь пришли партнёры проекта – сотрудники Отделения банка России по Белгородской области, которые подключились к просветительским мероприятиям.
В 2023 году стартовал ещё один проект, который поддержала Ассоциация развития финансовой грамотности, – создание на базе существующих школ, где проходили обучение пенсионеры, мероприятий для всех членов семьи.
«Первоначально мы проводили обучение пожилых людей, но они постоянно говорили о том, что их детям и внукам это тоже нужно знать, – объясняет Лариса Владимировна. – И мы все возрасты усадили за одну парту. Так все участники домохозяйства получают необходимую информацию и учатся азам ведения финансовых вопросов. Причём наши партнёры и волонтёры сошлись во мнении, что нужно делать упор на игровой формат подачи информации – так она легче усваивается. С этим посылом в сентябре этого года при поддержке Ассоциации развития финансовой грамотности мы и открыли свой ресурсный центр».
Охрана знака
Свою просветительскую деятельность «ФинКульт_31» начал с лекций. Проходят они сразу в двух форматах – офлайн и онлайн: можно слушать лектора по видеотрансляции или непосредственно в зале производственной литературы, откуда она ведётся. В ходе одного из таких занятий специалисты ресурсного центра рассказали о товарных знаках.
«Этот термин обозначает продукт, услугу или название компании, которые зарегистрированы в Роспатенте, – поясняет заведующая патентно-информационным центром областной научной библиотеки Юнона Маркина. – Чаще всего в это понятие входит название, слоган, логотип, этикетка – всё, что выделяет услуги или товары на рынке. У одной компании могут быть десятки и даже сотни товарных знаков. На национальном и региональном уровнях охрану товарного знака можно получить посредством регистрации, подав заявление в соответствующие органы исполнительной власти – структурное подразделение Роспатента. Регистрируют товарные знаки для того, чтобы никто другой не мог использовать ваше название, логотип и этикетку».
Подробно Юнона Юрьевна остановилась на видах товарных знаков. Самые распространённые – словесные. Это может быть слово, сочетание слов или слоган, при условии, что все элементы его состоят из лексической единицы без картинок. В качестве товарного знака может быть зарегистрирована и мелодия. Например, радиостанция «Маяк» на протяжении многих лет использует в качестве заставки фрагмент из песни «Подмосковные вечера». Самые редкие товарные знаки – обонятельные. Например, спа-салон в Австралии зарегистрировал в качестве своего товарного знака запах лимонной травы.
Но не всё, что приходит в голову предпринимателям, может пройти государственную регистрацию. Здесь тоже существуют свои правила: нельзя противоречить нормам гуманности, оскорблять чувства верующих, употреблять сниженную лексику. Чтобы зарегистрировать товарный знак в Роспатенте, нужно пройти экспертизу, состоящую из трёх этапов. Свидетельство о регистрации выдаётся на десять лет. Зарегистрированный товарный знак позволяет торговать на маркетплейсах, продавать франшизу, получать кредиты под залог, подчёркивает Юнона Маркина:
«Регистрировать можно также и секреты производства, рецептуру, внешний вид, промышленный образец, любой дизайн. Мы в патентном отделе с 1997 года и занимаемся получением свидетельств на все объекты – базы данных, программы, товарные знаки, наименование места происхождения товара, географические указания, изобретения, полезные модели, промышленные образцы».
Чтобы зарегистрировать изобретение полезной модели, не обязательно быть юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Любое физическое лицо может регистрировать товарный знак. А с 2023 года заявки могут получать и самозанятые. Но здесь, по мнению специалиста, нужно тщательно взвесить все «за» и «против»:
«Не стоит сразу регистрировать свой товарный знак, если вы только выходите на рынок и у вас ещё маленький оборот. Государственные пошлины за регистрацию недёшевы: 3500 рублей стоит формальная экспертиза, в ходе которой проверяют, правильно ли заполнены заявочные документы. Если формальная экспертиза прошла успешно, то при подаче заявки вы платите государственную пошлину 11 200 рублей для определения охраноспособности. Эксперт прогоняет заявку по базам данных среди зарегистрированных, поданных заявок, по законодательству. Потом проходит опредёленное время рассмотрения. Получение свидетельства занимает в среднем шесть–восемь месяцев. Сейчас маркетплейсы требуют свидетельство о наличии товарного знака, и это заставляет предпринимателей активнее регистрироваться».
Финансовые волонтёры
В ближайших планах «ФинКульт_31» – рассказать жителям Белгородской области о возможностях страховых компаний по страхованию недвижимого имущества и транспорта. Такие лекции пройдут в ноябре. Сейчас идут переговоры по их организации с представителями Московской инвестиционной биржи.
«Специфика нашего ресурсного центра заключается в том, что мы будем готовить финансовых волонтёров трёх поколений, – говорит Лариса Чиж. – Это будут старшеклассники, студенты средних профессиональных и высших учебных заведений, а также «серебряные» волонтёры – самые активные наши помощники. Мы готовим носителей информации, но и сами служим центром бесплатного предоставления необходимых знаний по финансовой культуре и грамотности. Любой желающий может взять у нас литературу, чтобы заниматься самообразованием или получить консультацию по интересующим вопросам. Кроме того, мы используем информационные площадки как эффективный инструмент для повышения финансовой грамотности в регионе. Это наш сайт и 500 муниципальных библиотек, которые включены в реализацию данного проекта. Кроме того, у нас работает передвижной библиомобиль – он выезжает на места по заявкам муниципалитетов и проводит лекционные мероприятия. Также мы зарегистрированы на площадке «Добро», чтобы к нам могли присоединиться желающие работать в сфере финансового просвещения населения».
Арина Беседина