За гранью реальности. В Белгороде презентовали книгу Светланы Сергеевой
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
История погружает читателя в атмосферу Северной столицы России. «Невеста с Невского проспекта» написана в жанре триллера, в котором реальность сталкивается с мистикой, образуя детективный сюжет. Сама Светлана два года прожила в Санкт-Петербурге, который и вдохновил её на создание книги.
Декорациями стал город
Светлана Сергеева, кандидат экономических наук, ведёт лекции по финансовой грамотности, пишет рассказы и мистические триллеры. «Невеста с Невского проспекта» стала для неё первой печатной книгой. Она появилась благодаря финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации и техническому содействию Союза российских писателей.
«В Питере встречается очень разная публика, и часто мне попадались экстравагантные личности, образы которых надолго врезались в память. До сих пор помню девушку в чёрном готическом наряде с многочисленными украшениями. Её хотелось просто поймать и разглядывать, потому что она была фантастическая и удивительно красивая. А ещё хорошо помню женщину в красном трико. Она думала, что балерина, и делала па, держась, словно за станок, за перила ограды канала Грибоедова. Я не удержалась и описала эту сцену в книге», – рассказала автор.
Идея романа появилась ещё в 2015 году, когда Светлана преподавала в Санкт-Петербургском государственном университете. Благодаря его удачному расположению она часто прогуливалась по историческому центру города.
«Хотелось делиться личными впечатлениями, но для романа у меня тогда ещё не было главных героев. И вот однажды июньским вечером, во время белых ночей, в витрине свадебного салона я увидела манекен в красивом пышном платье в неестественной позе. Чёрные глаза блестели, а бледная кожа смотрелась зловеще. Рядом ещё заиграла скрипка – на Невском часто проводят концерты во дворах и скверах. И вот тогда всё срослось. Я поняла: вот она, главная героиня для какого‑то очень страшного мистического романа. Всё сложилось: у меня появилась главная героиня – кукла-невеста», – добавила Светлана.
Затем родился образ скрипача, и возникла история, декорациями для которой выступил сам город.
Начинается книга со сцены в свадебном салоне. Его посетительницы выбирают и примеряют платья, находясь в предвкушении торжества. Атмосфера салона создаёт праздничное настроение, и только манекены продолжают стоять на месте и наблюдать за жизнью людей, которая проходит мимо. Но однажды ночью происходит невероятное: один из манекенов – пластиковая антропоморфная кукла в человеческий рост – оживает. Так читатель знакомится с главной героиней по имени Ронда.
«Второй основной персонаж – талантливый скрипач. Я специально дала ему редкое старославянское имя Бажен, что означает «желанный, любимый». Но мне не хотелось делать героя идеальным, кумиром, эталоном. Тогда бы он был скучным и плоским. Я постаралась описать в романе человека со всеми его достоинствами и недостатками», – объяснила автор.
Ангельский голос
Для презентации книги Светлана подготовила целое театрализованное представление со спецэффектами. На сцене КЦ «Октябрь» главных героев истории Ронду и Бажена сыграли актриса, режиссёр и педагог Анна Долгополова и музыкант Георгий Шафоростов. Неотъемлемой частью презентации стала живая музыка.
«Я наделила скрипку в книге способностью расшатывать и открывать запертые магическим заклинанием двери. Почему главным героем романа я сделала именно скрипача? Конечно, это изысканный инструмент, который идеально подходит под образ утончённого красавца и вообще под антураж культурной столицы. Но дело намного глубже, ведь в скрипичной музыке действительно есть что‑то магическое. Она умеет не просто звучать, она умеет говорить, рыдать, петь ангельским голосом. Звуки скрипки буквально светятся, они пронзительные и настоящие. Малейшая фальшь при игре заметна. Инструмент настраивает человека на глубокий разговор с настоящим собой», – поделилась писательница.
Одним из ключевых мест в истории выступает дом с ротондой. По внешнему виду – типичное здание с колоннадой, особо ничем не выделяющееся на фоне похожих строений. Ротонда, которая представляет собой небольшое круглое сооружение, спряталась внутри этого трёхэтажного дома, а её купол скрылся под чердачным пространством.
«Поэтому многие туристы, которые самостоятельно пытаются найти дом с ротондой, часто просто проходят мимо. И даже те, кто знает точное местоположение, отыскивают его не с первого раза. Дом с ротондой возвели в XVIII веке для российского купца и мецената Саввы Яковлева, – рассказывает Светлана. – Место связано с различными мифами. Например, есть легенда, что если подниматься по лестнице с закрытыми глазами, то можно попасть в другое измерение. И наоборот, если спуститься в подвал дома всего на несколько минут, есть опасность вернуться безумным седым стариком. Ротонда обладает отличной акустикой, поэтому в ней часто собиралась молодёжь, неформальные музыканты. И кстати, именно они расписали стены. Правда, сейчас всё уже перекрасили в скучный сине-зелёный цвет. Частым гостем ротонды был Виктор Цой. Образ этого легендарного музыканта нашёл отражение в книге. Но чтобы найти его, нужно быть внимательным, он спрятан в тексте за символами и полунамёками».
Ещё одно ключевое место – Дом-кольцо на набережной Фонтанки. В нём развернулась финальная сцена книги. Светлана Сергеева рассказала, что при его постройке архитектору поставили сложную задачу – спроектировать в центре двора-колодца жилое здание, чтобы оно не закрывало солнечный свет соседним домам, имело изолированный двор, а ещё было удобным и красивым.
«Круглые дома строили ещё в каменном веке. Архитектор просто вспомнил древнюю технологию. В наше время, несмотря на то, что дом является культурным наследием, его помещение сдаётся в аренду под офисы. И если вы когда‑нибудь окажетесь в центре его дворика, посмотрите вверх и загадайте желание. Говорят, оно обязательно сбудется», – добавила автор.
Первые отзывы
После презентации писатель дала слово тем, кто уже успел ознакомиться с книгой. Среди них – руководитель Белгородского регионального отделения Союза российских писателей Татьяна Лапинская.
«Очень необычная история. С удовольствием дважды прочитала. Написано интересно и увлекательно, весьма неожиданная концовка. У нас в Белгороде уже складывается своеобразная школа хоррора. Многие спрашивают сегодня: «Зачем это надо?» Сейчас такое время, что страх надо преодолевать, его можно победить только большим страхом, про который пишут авторы этого жанра. Психологи считают, что хоррор помогает справиться с некоторыми проблемами нашего времени», – поделилась Татьяна Лапинская.
Зрителям также дали возможность пообщаться с автором и задать интересующие вопросы. Так, режиссёр-постановщик Белгородской филармонии Ирина Тихонова отметила, что есть книги-рукописи, к которым автор никого не допускает, только редактор читает их первым. А тут, наоборот, история не появилась бы без поддержки других людей. Она поинтересовалась, помогало ли писательнице её окружение.
«У меня есть два ангела, это мои родители. Они же мои первые читатели. Причём очень строгие, должна вам сказать. Могут и покритиковать, и внести какие‑то дополнения или изменения, – ответила Светлана Сергеева. – Даже когда история завершена, она должна отлежаться какое‑то время. Потом я к ней возвращаюсь, вижу огрехи и исправляю их. А мои ангелы помогают вычитать текст. И потом уже передаю его редактору, который шлифует всё до идеального состояния».
Маргарита Грачёва