Рыцарь рудной геологии. В Москве вышла книга об Анатолии Кривцове
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
В один из дней прошлого года в моём кабинете раздался телефонный звонок. «Здравствуйте, это Центральный научно-исследовательский геологоразведочный институт цветных и благородных металлов, город Москва. Мы готовим книгу об Анатолии Кривцове и хотели бы использовать в ней материалы вашей газетной публикации. Можно?». – «Конечно», – ответила я. А недавно научный сотрудник ЦНИГРИ Евгения Сидорова позвонила вновь и обрадовала новостью – книга вышла. «В ближайшие дни вышлю вам почтой», – пообещала она.
Записанные воспоминания
И вот с интересом листаю страницы нового издания и вспоминаю встречу с Анной Басаргиной, возглавлявшей историко-краеведческий музей Томаровской средней школы № 1. В 2021 году я приехала в Томаровку для подготовки газетной публикации и долго с интересом ходила по музею, слушая увлекательные рассказы Анны Андреевны. В одном из залов она показала мне уголок, посвящённый Анатолию Кривцову, заметив: «Это был выдающийся геолог! Мы росли вместе, а потом жизненные пути разошлись. Он достоин отдельной публикации. Приезжайте как‑нибудь ещё, я расскажу об Анатолии Ивановиче».
Спустя полгода я вернулась в Томаровку. С увлечением слушала воспоминания Анны Андреевны о нелёгком послевоенном детстве, о том, как Толя, который был постарше, присматривал за маленькой Аней, как втягивал её в юношеские шалости… Окончив с отличием школу, он поступил в Старооскольский геологоразведочный техникум. После этого на четыре года уехал в Чехословакию, а вернувшись, решил поступать в МГУ. Звал с собой и Аню. Но она отправилась в Казахстан.
Встретились друзья только в середине 70-х, когда Анна Андреевна была уже директором школы. Потом Анатолий Иванович ещё несколько раз приезжал в Томаровку. С глубокой скорбью Анна Басаргина восприняла известие о его смерти в 2010 году. До конца жизни она хранила светлую память о друге, гордилась его достижениями и рассказывала ребятам об одарённом геологе, родившемся в селе Кривцово и проведшем свою юность в Томаровке.
Анна Андреевна ушла из жизни в конце 2022 года. Уверена, она была бы счастлива увидеть книгу об Анатолии Ивановиче. Как радостно, что удалось записать её воспоминания и они не канули в Лету, а остались на страницах нашей газеты!
Государственный подход
«Яркий представитель отечественной металлогенической школы Анатолий Иванович Кривцов стал одним из создателей золотого века геологии, а в 1990–2000-е годы приложил огромные усилия для сохранения научного потенциала геологоразведочной отрасли как необходимого условия минерально-сырьевой безопасности России. От своих учителей – академика Владимира Ивановича Смирнова и других профессоров МГУ им. М.В. Ломоносова – он воспринял особенное, рыцарское отношение к профессии, что в сочетании со свойственным ему государственным подходом к решению отраслевых задач заставляло браться за самые трудные из них» – так пишет редколлегия об Анатолии Кривцове в предисловии новой книги.
Если взглянуть на вехи его трудовой биографии, то мы увидим в них отражение исторических перемен в жизни огромной страны. В начале своего геологического пути Анатолий Иванович был причастен к созданию минерально-сырьевой базы урана для советской атомной промышленности. А на рубеже XX–XXI веков, когда внимание к геологоразведочной отрасли ослабело, не пожелал мириться с наступающей стагнацией в поисках новых рудных районов и месторождений России, стремился привлечь внимание государственных мужей к вопросам национальной минерально-сырьевой безопасности.
Действительно, описать все достижения и направления работы Анатолия Кривцова можно только в книге – так их много. Он был академиком РАЕН, известным исследователем медноколчеданных и медно-порфировых месторождений, первооткрывателем нового рудного района на Урале, организовывал работу научно-исследовательских геологических учреждений СССР в 1984–1991 годах. О масштабе его работы красноречиво говорят награды – Государственная премия СССР, премии имени А.Н. Косыгина, Министерства геологии СССР и правительства РФ в области науки и техники.
«Вернусь и закончу»
На детство Анатолия Ивановича пришлась оккупация. Его отец ушёл на фронт и с мая 1943 года числился пропавшим без вести.
«Ныне в ходу словечко «трудоголик» – оно совершенно неприменимо к отцу и его соратникам-ровесникам. Для них практически непрерывный труд был естественным жизненным состоянием. Сельскому мальчику военного времени само понятие расслабленного отдыха было неведомо. Его жизнь – постоянный труд, борьба за существование», – рассказывает сын Кривцова Андрей Анатольевич.
В 1953 году юного выпускника Старооскольского геологоразведочного техникума отправляют в Чехословакию рудничным техником-геологом на специальный объект. Никто не сомневался, что он справится. И уже в 21 год Анатолий Кривцов становится исполняющим обязанности главного геолога уранового рудника!
Вернувшись в Советский Союз, он поступил в МГУ. На осенних сельхозработах произошла встреча с будущей женой – выпускницей кафедры энтомологии Еленой Якшиной. Это была любовь на всю жизнь.
После окончания аспирантуры Кривцова направили в ЦНИГРИ. Там он трудился на разных должностях. А в 1971 году полетел в командировку в Судан, где работал руководителем группы по поискам месторождений цветных металлов. Зарубежных поездок в его карьере ещё будет много: Бенин, Вьетнам, Монголия, Болгария, Польша, Греция, Румыния… Часть из них пришлась уже на период работы в Министерстве геологии СССР. После распада Советского Союза Анатолий Иванович вернулся в родной ЦНИГРИ, в котором он в общей сложности протрудился 38 лет.
«Любознателен, эрудирован, целеустремлён, усидчив, обязателен. Экспедиции, научные доклады, отчёты, сотни статей и десятки монографий. В 32 года – кандидат геолого-минералогических наук, через 10 лет – доктор, профессор. Всегда готов, всегда активен, всегда оригинален, всегда конкретен, всегда конструктивен – настоящий вожак с государственным умом! И всё ему мало, и везде он нарасхват» – так отзывается о Кривцове доктор геолого-минералогических наук Александр Кременецкий.
Он вспоминает показательный эпизод: однажды во время выступления с докладом в ЦНИГРИ Анатолию Ивановичу стало плохо. Вызвали скорую. Но когда его под руки вели к машине, он постоянно повторял: «Не расходитесь, я вернусь и закончу».
За свою жизнь Кривцов подготовил более 20 кандидатов и докторов наук.
«Он не был федеральным министром, не возглавлял Федеральное агентство по недропользованию, но по вкладу в отстаивание интересов геологической отрасли в период перехода России к рыночной экономике равных ему не найти», – рассказывает вице-президент Российского геологического общества Равиль Садыков.
В то время многие горячие головы провозглашали тезис Егора Гайдара: «Продадим нефть, а из полученных средств что надо, то и купим». Кривцов же доказывал, что недра в стране ещё пока слабо изучены и нельзя развивать импортозависимую экономику, необходима модель обеспечения собственной минерально-сырьевой продукцией. Именно ему в начале нулевых годов XXI века удалось собрать геологов для создания и воплощения Долгосрочной госпрограммы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья. Она была одобрена правительством РФ.
«Рано ушёл от нас Анатолий Иванович, – замечает заслуженный геолог РФ и Республики Татарстан Евгений Аксёнов. – Для отечественной геологии вновь наступили нелёгкие времена. В далёком уже 2010 году на прощании с геологом, гражданином и человеком я думал о том, что самоотверженный труд Анатолия Ивановича Кривцова во имя будущего любимой профессии и дела всей его жизни был подобен самосожжению легендарной птицы Феникс, бесстрашно приближающей роковое мгновение…»
Анна Черкашина