Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
30 октября 2024,  13:30

Мечтаю о двойняшках, или Нужны ли школьникам Белгорода уроки семьеведения

Корреспондент «Белгородской правды» побывала в школе № 4, где такие занятия проходят уже четыре года

Мечтаю о двойняшках, или Нужны ли школьникам Белгорода уроки семьеведенияФото: Алексей Дацковский
  • Статья
  • Статья

Говорят, что всё новое – хорошо забытое старое. Это утверждение в какой‑то степени относится и к семьеведению. Ещё в советское время школьники изучали предметы «Основы советской семьи и семейного воспитания», «Этика и психология семейной жизни». С развалом СССР про них забыли. А вот теперь решили вернуться к предмету о семье, но в другом формате.

Новая образовательная программа должна объяснить ребятам, как строить здоровые отношения и какие меры поддержки семей есть в нашем государстве, наделить их базовыми знаниями по психологии и педагогике, а также сформировать позитивное отношение к традиционным семейным ценностям.

Выбраться из демографической ямы

Чтобы побывать на уроке семьеведения, мы отправились в среднюю школу № 4 Белгорода. Здесь такие занятия начали проходить ещё в 2020 году в 10–11-х классах, поэтому педагоги уже успели приобрести некоторый опыт.

«Сейчас государство обратило внимание на демографический кризис, пытается из него выйти, и решило вспомнить про такие занятия, которые существовали ещё в Советском Союзе. Нынешний курс рассчитан на 34 часа: 17 из них проходят в 10-м классе и 17 – в 11-м. Так как семьеведение относится к внеурочной деятельности, оценки за него не ставят», – рассказывает учитель иностранного языка Ирина Елисеенко.

Мечтаю о двойняшках, или Нужны ли школьникам Белгорода уроки семьеведения - Изображение Фото: Алексей Дацковский

 

Ведут занятия о семье классные руководители. У Ирины Владимировны в этом году 11-й класс.

«Ребята, давайте послушаем песню и вы попробуете догадаться, какую тему мы сегодня будем обсуждать», – обращается к ученикам учитель.

Из динамика разносятся знакомые слова: «У меня сестрёнки нет. У меня братишки нет. Говорят, с детьми хлопот невпроворот…»

 

Ирина Елисеенко Ирина Елисеенко / Фото: Алексей Дацковский

«Будем беседовать о демографии! О детях! О проблемах с рождаемостью!» – раздаются возгласы 11-классников.

Ребята пускаются в рассуждения. Почему сегодня в семьях рождается по одному-два ребёнка? Как в стране поддерживают многодетные семьи? Можно ли реализоваться в профессии, если у тебя несколько детей?

«Занятия проходят в форме беседы. Мы ставим вопросы, находим решения, приходим к какому‑то выводу. Основная цель предмета – сформировать позитивное отношение к семье, популяризировать многодетность. Мы понимаем, что рождение одного-двух детей не поможет решению демографических проблем: чтобы был прирост, нужно три ребёнка и более. В нашем классе тоже есть многодетные семьи. Они для нас пример того, к чему надо стремиться», – отмечает Ирина Владимировна.

Жить без конфликтов

Мы решили спросить, что думают о семьеведении сами ребята.

«Предмет очень интересный, узнаю для себя много нового. Больше всего понравились темы про то, как уладить конфликты в семье, построить взаимоотношения. Наш классный руководитель подготовила яркие презентации, очень интересно рассказала об этом», – говорит Артём Шпилёв.

На вопрос о будущей семье он отвечает, что хочет минимум троих детей:

«Может быть, даже больше. Буду ориентироваться на свои силы и возможности. Мне самому не хватает брата или сестры. Но у меня есть младшие двоюродные братья, с которыми я очень люблю проводить время. Вообще, все ребята в нашем классе хотят создать семью и иметь как минимум одного ребёнка», – замечает 11-классник.

Артём Шпилёв Артём Шпилёв / Фото: Алексей Дацковский

 

Дарья Захарова тоже считает новую учебную дисциплину полезной. Прежде всего – для улучшения демографии и привития правильных ценностей.

«Когда у тебя рождается ребёнок, ты оставляешь частичку себя на этой земле. Можно передать ему знания, рассказать о мире. В моих планах окончить вуз, а потом создать семью. Мечтаю о двойняшках. Уверена: дети не мешают личностному развитию. Можно добиться больших успехов и с ребёнком. Все темы по семьеведению увлекательные. Мне бы ещё было интересно узнать о возможностях обучения и развития для мам, способах повышения их квалификации. Хотелось бы больше уроков о детях, их психологии и воспитании», – отмечает Даша.

На вопрос, что нужно, чтобы семья была крепкой и счастливой, она ненадолго задумывается, а потом отвечает:

«Взаимное понимание, любовь, совместное решение конфликтов, стремление работать над отношениями».

Дарья Захарова Дарья Захарова / Фото: Алексей Дацковский

Простор для творчества

Единое пособие по семьеведению пока находится в стадии разработки. Поэтому в рамках определённых образовательных блоков есть простор для творчества учителя. Он сам подбирает материал и готовит занятия. При этом также учитываются традиции и особенности региона, где находится школа.

«Ищу видеоролики, создаю презентации. Помогает и учебник обществознания, в котором затрагиваются многие вопросы, связанные с семьёй. Использую и другие тематические книги, интернет», – рассказывает Ирина Владимировна.

По её словам, уже после занятий в 10-м классе видно, что у ребят сформировалось позитивное отношение к базовым ценностям семейной жизни и желание построить крепкую, дружную семью. Философия чайлдфри среди школьников непопулярна.

 

«Какие темы вызывают у ребят наибольший интерес? Естественно, это взаимоотношения между юношами и девушками, кризис в общении, пути решения конфликтов. Это очень полезно и поможет в будущем наладить отношения. К курсу семьеведения хорошо бы привлечь и психологов, организовать интересные встречи с другими профильными специалистами», – отмечает педагог.

По программе курса в 10-м классе школьники рассмотрят различные темы в рамках блоков «Что значит быть родителем?», «Семьи с детьми подросткового возраста», «Развод и его последствия», «Как быть семьёй?».

В 11-м классе изучаются блоки «Как создать семью?», «Молодая семья», «Благоприятный климат в семье», «Права и обязанности родителей и детей».

 

 

В будущем семьеведение появится и в 5–9-х классах. Рабочую программу министерство просвещения представило в августе. Она состоит из блоков «Человек, семья, общество…» (ценность семьи и её роль в различные эпохи), «Мои родственники – похожие и разные» (родословная, сохранение исторической памяти и традиций), «О семейном уюте и не только» (ведение хозяйства, семейный бюджет и семейный быт), «Важней всего – погода в доме» (как создать благоприятную атмосферу и решать конфликты), «Современная семья и право» (вступление в брак, поддержка государством семей с детьми, права и обязанности родителей).

С 15 августа белгородские учителя повышают свою квалификацию в преподавании курса «Семьеведение». Они знакомятся с новейшими подходами и инновационными методами обучения, получают материалы, которые будут полезны на уроках. Обучение проходит в дистанционном формате на сайте федеральной инновационной площадки «Единыйурок.рф».

Анна Черкашина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×