Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09 октября 2024,  18:06
 2571

Лучший муляжист Европы. Как белгородец Михаил Курбатов создавал пигмея, Толстого и Ленина

Белгородский краеведческий музей в честь 150-летия со дня рождения известного художника и скульптора подготовил открытый урок, иллюстрированный фотографиями-экспонатами

Лучший муляжист Европы. Как белгородец Михаил Курбатов создавал пигмея, Толстого и ЛенинаМихаил КурбатовФото: архив Белгородского краеведческого музея (фото Софии Сапрыкиной)
  • Статья
  • Статья

Урок в формате вечера-портрета прошёл в школе № 35 Белгорода. Об этапах творческого пути и главных достижениях Михаила Курбатова ученикам рассказала Ирина Овчинникова. Об этом – в материале «Белгородских известий».

Судьбоносный выбор

Белгородская область полна талантов, оказавших огромное влияние на мировую культуру. Среди них почётное место занимает Михаил Алексеевич Курбатов – выдающийся живописец и скульптор, родившийся в Белгороде. Именно он отлил скульптурные реконструкции неандертальца, питекантропа и пигмея для Дарвинского музея, изготовил муляж Пушкина, Толстого и Ленина в полный рост. 

А начиналось всё с живописи. Михаил Курбатов любил изображать родной город. На картинах запечатлён дом его семьи, улицы, аллеи. Благодаря творчеству художника до наших дней сохранились уникальные изображения дореволюционного Белгорода, и мы можем представить, как выглядел город более века назад.

«Михаил Курбатов окончил училище живописи и ваяния в Москве, – отметила Ирина Александровна. – Однако, работая в собственной мастерской, понимал, что ему всё ещё не достаёт знаний – за ними он отправился в Париж».

Это решение впоследствии сыграло в его жизни большую роль – после окончания обучения Михаил Курбатов вернулся в Москву уже опытным и востребованным в Европе муляжистом. В фонде музея сохранилось напоминание об этом судьбоносном выборе – квитанция об оплате обучения в Академии художеств в Париже 1907 года и приглашения на парижские выставки художников и скульпторов.

Пантеон первобытных предков

Ключевой в жизни муляжиста оказалась дружба с Александром Котсом – преподавателем анатомии и дарвинизма. С ним Михаил Курбатов познакомился в 1909 году во время преподавания на Московских женских курсах, а позже в 1918-м по его задумке отлил скульптурный пантеон первобытных предков человека для Дарвинского музея.

 

Питекантроп Питекантроп / Фото: архив Белгородского краеведческого музея (фото Софии Сапрыкиной)

 

Сохранился письменный комментарий Александра Котса по поводу данного события: 

«Летом 1917 года удалось добиться согласия директора расположенного напротив здания судебной медицины на использование пустующих по случаю каникул зал для творческой работы Дарвинского музея. За отсутствием Ватагина (мобилизированного на войну) пришлось поручить скульптурные работы талантливому муляжисту-скульптору М. А. Курбатову под руководством автора и преданной его помощницы Н. Н. Ладыгиной-Котс…»

После работы над пантеоном Михаил Курбатов связал жизнь с институтом судебной медицины московского университета – в нём же основал музей научно-художественных слепков, в котором представлено большое количество его муляжей и рисунков. Именно здесь талант скульптора-муляжиста утвердился на мировом уровне.

 

В мастерской Курбатова В мастерской Курбатова / Фото: архив Белгородского краеведческого музея (фото Софии Сапрыкиной)

«Работы Курбатова признаны отечественными и зарубежными учёными искусными и точными копиями, – замечает Ирина Александровна. – Учёные в один голос утверждали, что Курбатов – лучший муляжист Европы».

Скульптуры культовых личностей

Свой статус Михаил Курбатов увековечил не только пантеоном человеческих предков и экспонатами собственного музея. Он создал скульптуры культовых личностей прошлых столетий. Работы отличались не только внешней схожестью, но и удивительным жизнеподобием. 

Ирина Александровна привела в пример отзыв современника талантливого муляжиста на скульптуру Александра Пушкина

«В спокойной позе сидящего поэта с гордо поднятой головой и вдохновенно устремлённым вперёд взором – столько простоты и силы».

Толстой изваянный Толстой изваянный / Фото: архив Белгородского краеведческого музея (фото Софии Сапрыкиной)

 

Со Львом Толстым лучшему муляжисту Европы посчастливилось познакомиться лично. В честь этого он создал скульптуру «Толстой изваянный», которая была представлена 13 декабря 1913 года на выставке в Москве на Большом Афанасьевском переулке в доме № 3. Посетители попадали в кабинет, где, склонившись за рабочим столом, в кресле в серой рубашке сидел Лев Толстой. Эту скульптуру видела дочь писателя Мария Львовна, которая была глубоко поражена таким точным сходством с отцом.

До наших дней скульптура Льва Толстого не сохранилась, но её можно увидеть на фотографии, где Михаил Курбатов запечатлён за работой.

Отдельный этап творческого пути Михаила Курбатова посвящён муляжам и скульптурам Владимира Ленина. С 1924 по 1935 год художник работал в институте В. И. Ленина при ЦК РКП.

В 1924 году, после смерти Ленина, была организована специальная комиссия по изучению его мозга. Сделать муляжи мозжечка и разреза верхней части мозга единогласным решением комиссия доверила Михаилу Курбатову. Сам скульптор вспоминал о столь исключительном случае: 

«Работа по изготовлению слепков мозга была в высшей степени ответственна и имела огромное научное, историческое и художественное значение, требовала от меня крайне нервного напряжения».

Позже Михаила Курбатова включили в число скульпторов, допущенных к участию в конкурсе на проектирование памятников Владимиру Ленину. Готовую работу одобрила комиссия, и 18 января 1935 года в музее Института Маркса – Энгельса – Ленина установили скульптуру В. И. Ленина, выполненную Михаилом Курбатовым из цветной мраморной массы. Она имела не меньший успех, чем «Толстой изваянный».

 

На уроке в школе № 35 Белгорода На уроке в школе № 35 Белгорода / Фото: София Сапрыкина

«Подход Михаила Курбатова оказался довольно нетипичным. Ленина он изобразил в глубоком кресле, Владимир Ильич был одет в тёмно-серый костюм, белую рубашку с вишнёвым галстуком, на ногах – чёрные ботинки», – отмечает особенности знаменитой скульптуры, представленной на фотографии, Ирина Александровна.

Служить русской культуре

Михаил Курбатов оставил заметный след в жизни страны. Он всегда следовал простой и понятной мотивации – ему хотелось служить русской культуре. Это становится ясно из воспоминаний Анны Михайловны, жены скульптора-муляжиста: 

«Михаил Алексеевич любил свою Родину, свой родной город, он мог работать в Париже, в Лондоне, его считали лучшим муляжистом в Европе, но о жизни за границей никогда не хотел слышать».

Михаил Курбатов Михаил Курбатов / Фото: архив Белгородского краеведческого музея (фото Софии Сапрыкиной)

 

Творчество Михаила Курбатова не ограничивается исключительно художественной и эстетической ценностью, оно оказало огромное влияние на историю и медицину. Его талант строился не только на природном даровании и любви к Отечеству, но и на технических познаниях, хорошей научной подготовке и высокой квалификации. Достижения лучшего муляжиста Европы не забывает и малая родина – 4 октября 2006 года одной из улиц Белгорода было присвоено имя Михаила Курбатова. 

Также проводятся различные мероприятия и открытые уроки, посвящённые памяти о талантливом земляке.

София Сапрыкина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×