«Мама, забери меня домой». В Белгородской области действует проект «0–4»
«Белгородская правда» узнала, как в нашем регионе действует проект по профилактике социального сиротства
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Гибель родителей – одно из самых трагических событий в жизни любого человека. Но ещё страшнее, когда дети становятся сиротами при живых мамах и папах, которые страдают алкогольной или наркотической зависимостью и не могут побороть пагубную привычку.
Печальные последствия
По статистике в дома ребёнка и интернаты нередко попадают дети выпускников подобных учреждений. Сироты, достигшие совершеннолетия, часто оказываются неприспособленными к жизни. Многие из них не понимают, как строить собственную семью, ведь перед глазами не было положительного примера.
Вторая причина социального сиротства – тяжёлые диагнозы детей. Когда они звучат, родителям необходима поддержка психологов и врачей, широкое информирование о лечении и реабилитации. Если этого не будет, а со всех сторон начинают сыпаться советы сочувствующих «ещё родите здорового», то подобное жизненное испытание закончится печальными последствиями.
Немало родителей сталкиваются с большими материальными проблемами. Причины могут быть разными: алкогольная и наркотическая зависимость, стечение жизненных обстоятельств, предательство одного из супругов и многое другое. Ведёт всё к грустному итогу – ребёнок воспитывается не в семье, у него возникает расстройство привязанности, и он начинает бояться любить взрослых, которые в один момент могут просто исчезнуть из его жизни.
Ни одно детское учреждение даже с самым лучшим коллективом не подарит семейного тепла, не даст опыта построения отношений между детьми и родителями, не научит ответственности по отношению к родным. Поэтому в России запустили проект «0 – 4» по профилактике социального сиротства среди детей в возрасте до четырёх лет. Он реализуется в рамках стратегической программы Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка Марии Львовой-Беловой. К проекту подключились 14 пилотных регионов страны, в том числе и Белгородская область. Уже есть первые успехи: по промежуточным результатам наш регион вошёл в тройку лидеров. Что же этому поспособствовало?
Лечение или развод
Уже 11 лет в Прохоровском районе работает митрополичий реабилитационный центр «Воскресение». Многие, пройдя через него, избавились от алкогольной и наркотической зависимости, восстановили отношения с домочадцами или создали новые семьи.
«Конфликты с женой были ежедневные. «Брошу, брошу. Сегодня в последний раз», – говорил я, но не мог остановиться. Семья ушла на второй план, не думал ни о жене, ни о ребёнке. Отношения рушились, деньги из дома пропадали. «Лечение или развод», – поставила ультиматум жена. В какой‑то момент я обратился за помощью в наркологию, а оттуда попал в центр. Реабилитацию прошёл шесть лет назад. Доверие в семье восстановилось. Теперь супруга и ребёнок у меня на первом месте. Весь заработок приношу домой. Стараюсь для них. Появилось жильё и машина», – делится своей историей Алексей.
Теперь он сам работает в центре «Воскресение» консультантом и помогает другим избавиться от зависимости. Ещё один белгородец – Сергей, прошедший реабилитацию девять лет назад, решил не просто стать здесь консультантом, но и получить образование психолога. Раньше в его жизни на первом месте стоял алкоголь.
«На тот момент я находился в браке год, но ничего, кроме спиртного, меня не волновало. Жена забеременела. Надо возить её в больницу и по другим делам, а у меня мысли только о том, как бы употребить. Придумывал отговорки, что езжу на заработки. Привозил липовые расписки, написанные друзьями, чтобы объяснить, почему вернулся без денег. Сначала удавалось скрывать. Но потом всё всплыло наружу. В какой‑то момент стало страшно: родится ребёнок – и я буду нести ответственность не только за себя. Боялся, что сломаю ему жизнь», – вспоминает Сергей.
Какое‑то время он думал, что справится с зависимостью сам. Поехал в церковь к священнику Иоанну Суворову. Тот рассказал ему о программе реабилитации. «Нет, мне ничего не нужно. Захочу – и не буду пить», – отмахнулся мужчина. «Ну-ну, приезжай через месяц, поговорим», – ответил батюшка, имевший уже немалый опыт работы с зависимыми.
«Я продержался месяц. Потом сорвался. У жены приближались роды. Я понимал, что сам не справляюсь и поехал на реабилитацию. Вышел другим человеком. Поменялось мировоззрение, мировосприятие. До этого никогда не занимался самопознанием. А тут решил попробовать разобраться в своих чувствах. Немногие люди понимают механизм образования зависимости. На что она влияет? Почему человеку хочется снять напряжение рюмкой, а не каким‑то здоровым способом?» – продолжает рассказ мужчина.
В реабилитационном центре он понял, как бороться с зависимостью, что предпринимать в тех или иных критических состояниях. Прежде в храм Сергей заходил редко, на исповеди и причастии не бывал, молитв толком не знал. А во время реабилитации воцерковился. Богослужения в храме стал посещать вместе с семьёй. Первый год было нелегко наладить отношения с супругой. Но он слушал советы батюшки, старался переступить через гордыню и видел, что его работа над собой приводит к хорошему результату. Через время в семье появился второй ребёнок.
«Восемь лет я работаю консультантом в центре. Видел разных людей. Порой смотришь на человека и думаешь: он уже столько лет пьёт, вряд ли исправится. И тут начинаются кардинальные изменения. Многие приезжали без семьи, а сейчас её создали. Другие приходили на грани развода и после реабилитации восстановили отношения. От того, что ты кодируешься, система ценностей и убеждения не меняются. Надо работать с восприятием, эмоциями, убеждениями. Работа долгая, кропотливая. И нужно в первую очередь желание. Не будет его – никто не заставит», – говорит Сергей.
Когда он увидел, как преображаются люди, то всерьёз заинтересовался психологией. Получил образование и стал работать психологом.
Замкнутая система
Реабилитационный центр в Малых Маячках возглавляет священник Иоанн Суворов. Сюда люди попадают в основном из областного наркологического диспансера. Реабилитация длится от полугода до года. Проходит она по программе «Метанойя». Помощь для жителей нашей области оказывают бесплатно. Единовременно центр может принять 26 человек. Существует он благодаря частным пожертвованиям, суммам, выделяемым благотворительными фондами и губернатором.
«Работаем мы и с семьями. Ведь семья – замкнутая система. Меняется одна составляющая – меняется всё. Мало вылечить человека, надо помогать его близким. Для этого я провожу специальные курсы. Сначала проходят 2–3-дневные занятия с родственниками, где объясняю им основополагающие моменты и предлагаю начать работу над собой. После этого – десятидневные занятия, на которые они могут приходить вместе с зависимыми, а могут и самостоятельно, пока близкий человек находится на реабилитации. Про зависимого можно сказать, что он сгорает как спичка. А что случится, если рядом с зажжённой спичкой поставить незажжённую? Она тоже загорится. Нужно тушить созависимые отношения. А созависимость присутствует во всех таких семьях – у кого‑то в большей степени, у кого‑то в меньшей», – рассказывает отец Иоанн.
Он объясняет, что существует три стадии зависимости. Первая заканчивается разводом, в середине второй от зависимого отказываются родители, дети и другие родственники. На третьей стадии человек становится бомжом. И тут уже шансы на то, что он бросит пить и наладит свою жизнь, крайне низкие.
Можно восстановить семью в случае, если от алкоголя или наркотиков страдает, например, папа и он хочет бороться с зависимостью. Но такие случаи, чтобы удавалось всё наладить там, где пьют и отец, и мать, мне неизвестны, – говорит батюшка.
Центр «Воскресение» принимает на реабилитацию только мужчин, для женщин подобных учреждений в регионе нет. Даже если будет принято решение об их создании, немало времени уйдёт на подбор команды. Ведь консультантами «Вокресения» стали люди, сами успешно прошедшие реабилитацию по программе и покончившие с зависимостью раз и навсегда.
«У человека есть физическое тело, есть чувственная часть – душа и есть дух – то, что соединяет нас с Богом. Так что неважно, верующий человек или нет. Он в любом случае ведёт духовную жизнь, только делает это не всегда правильно. Люди, находящиеся в нашем центре, каждое воскресенье ходят в храм, исповедуются, причащаются. Без Бога ничего не получится. Можно только одну зависимость поменять на другую. Например, человек вместо алкоголя начинает каждый час пить чай. Бегает с термосом постоянно. Вроде бы для общества ничего страшного. Но он без чая начинает психовать как алкоголик без спиртного», – отмечает батюшка.
После реабилитации важно не оказаться вновь в той среде, в которой будут подталкивать к употреблению наркотиков или алкоголя. Поэтому мужчины какое‑то время живут в социальных квартирах. Сейчас их две – в Белгороде и Малых Маячках.
Действуем вместе
Реабилитация зависимых и восстановление их семей – только один аспект проекта «0–4». Помимо этого ведётся работа по поддержке семей, попавших в тяжёлую жизненную ситуацию, а также родителей, воспитывающих детей с серьёзными заболеваниями. В области реализована образовательная программа «Команда 0–4» для повышения квалификации специалистов по работе с семьями, воспитывающими детей и оказавшимися в трудной ситуации. По итогу обучения создана команда «Прорыв». В её составе 55 специалистов и 39 психологов.
«Проект «0–4» включает в себя несколько подпроектов. Первый из них – «Дети в семье» – направлен на возврат детей в кровную семью или скорейшее устройство в замещающую. Занимаются этим сотрудники одноимённой региональной службы. Второй подпроект связан с перепрофилированием Белгородского специализированного дома ребёнка. Теперь учреждение будет заниматься также медицинской реабилитацией и оказывать раннюю помощь детям», – рассказывает уполномоченный по правам ребёнка в Белгородской области Галина Пятых.
Подпроект «Действуем вместе» помогает семьям противостоять трудным жизненным ситуациям. Развивается сеть кризисных центров для мам. Привлекаются и ресурсы некоммерческих организаций. В регионе работают уже 12 центров, сопровождающих семьи в социально опасном положении и тех, кто гипотетически может отказаться от новорождённых. Женщин с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию, бесплатно размещают в пяти социальных гостиницах и кризисных центрах на базе НКО. Там их обучают навыкам ухода за новорождёнными, консультируют по юридическим и психологическим вопросам.
В регионе планируют открыть два семейных МФЦ, где помимо соцуслуг, экстренной психологической, юридической и социальной помощи будут работать службы семейной медиации.
«Ещё один подпроект – «Ранняя помощь» – направлен на развитие комплекса услуг, оказываемых на междисциплинарной основе детям от рождения до трёх лет, имеющим ограничения жизнедеятельности», – поясняет Галина Пятых.
Сейчас в учреждениях образования действуют восемь служб и 20 кабинетов ранней помощи. 43 специалиста прошли обучение в Санкт-Петербургском институте раннего вмешательства.
В Белгородском специализированном доме ребёнка с 2016 года работает Центр ранней помощи детям и сопровождения семей. Туда поступают малыши с резидуальным и перинатальным поражением центральной нервной системы, ДЦП, генетическими заболеваниями, аутизмом, ЗПР и другими нарушениями здоровья.
Спрос очень высокий. Ежегодно более 30 малышей с ОВЗ и инвалидов в возрасте до трёх лет получают услуги ранней помощи в Весёлой Лопани – в центре для детей и подростков имени В.З. Гетманского. Там они проходят реабилитацию в стационаре вместе с родителями. Учреждение сотрудничает с социально ориентированными НКО, в том числе с организацией «Солнце в руках», на базе которой специалисты реализуют комплекс реабилитационных услуг детям до трёх лет. Раннюю помощь можно получить также через онлайн-службу «Диалог».
Базовые навыки
Региональная команда проекта «0 – 4» старается помочь каждой семье. В этом нам содействует благотворительный фонд «Страна для детей».
«В этом году помогли четырём семьям на общую сумму около 600 тысяч рублей: покупали мебель, специализированные устройства, бытовую технику, обувь и одежду, а также строительные материалы для ремонта дома. Сейчас работаем ещё с одной семьёй, размер помощи которой составит около 400 тысяч рублей», – рассказывает Галина Анатольевна.
В ряде случаев причиной социального сиротства выступают алкоголизм и наркомания, которые могут являться следствием хронического стресса, в том числе из‑за сложной оперативной обстановки в регионе.
«Эти заболевания требуют прежде всего оказания помощи в специализированных медучреждениях. В нашем учреждении созданы условия для получения медпомощи по профилю «психиатрия–наркология», в том числе и на анонимной основе. Семей, обратившихся на условиях анонимности к нашим специалистам, становится всё больше», – отмечает главврач областного наркодиспансера Елена Тращенко.
В рамках проекта для родителей, чьи дети рискуют попасть в спецучреждения или уже находятся там, созданы клубы «Устойчивая семья». Они действуют не только в комплексных центрах обслуживания населения и социально-реабилитационных центрах, но и на базе областного наркодиспансера. Более того, создан мобильный региональный клуб для выездов в те муниципалитеты, где такие объединения не открыты, – подобной практики в других субъектах РФ пока нет.
«Наша задача – помочь людям справиться с трудной ситуацией и наладить жизнь. Специалисты диспансера прошли отбор и курсы повышения квалификации. В январе этого года у нас открылись два клуба «Устойчивая семья»: один в условиях амбулаторной помощи, а второй в стационаре», – рассказала Тращенко.
За полгода клуб в наркодиспансере помог 14 семьям. Родители освоили базовые знания по педагогике, семейной и детской психологии, получили навыки укрепления отношений с детьми и решения конфликтных ситуаций.
«В начале июля состоялся выпускной для участников. В сентябре клубы продолжат работу. Мы приглашаем всех, кто испытывает подобные трудности, присоединиться к нам, чтобы вместе работать над восстановлением семейного счастья и гармонии», – говорит Елена Геннадиевна.
Дополнительную информацию можно получить по телефону: 8 (4722) 24–75–66.
Анна Черкашина