Уверенные и выразительные. Почему запись в красногвардейский ансамбль родители караулят
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Для детей с первых дней жизни самые важные люди – это, конечно, мама и папа. Они учат ходить, говорить, познавать мир. Но некоторым малышам в жизни встречаются и «вторые родители» – мудрые наставники, которые не только дают им что‑то важное, интересное, полезное, но и помогают открыть себя. С этими людьми ребята добиваются высоких результатов и растут как личности. Таким удивительным педагогом, добрым помощником и советчиком, а ещё самым верным другом для участников хореографического ансамбля «Золотица» является его руководитель Светлана Карташова.
Репетиции с чаепитием
Светлана Анатольевна своё призвание открыла в детстве – с шести-семи лет она уже вовсю танцевала, и родителям ничего не оставалось, как отдать одарённую девчонку в музыкальную школу, где существовал класс хореографии. Не изменила она своей любви к танцу и немного повзрослев: в 1989 году окончила школу и поступила в Белгородское училище культуры на хореографическое отделение. Сейчас Светлана Карташова преподаватель по классу хореографии Детской школы искусств Бирюча и педагог с 30-летним стажем работы.
«Хореография – это самое красивое искусство, потому что без слов, только движениями, мимикой, жестом можно показать характер, настроение, эмоции, – говорит она. – Коллектив, который я возглавляю, был создан в 2010 году. Название появилось не сразу. У меня были разные мысли и идеи на этот счёт. Хотелось, чтобы оно подходило для детей разного возраста, ведь у меня занимаются ребята с 7 до 15 лет. Решение пришло само: после каждого занятия я благодарю девочек, хвалю и всегда приговариваю: «Да мои ж вы золотые!» Так и родилось название «Золотица», которое мы гордо несём уже 14 лет».
За это время у Светланы Анатольевны сменилось несколько составов – одну группу она растит и развивает восемь лет. После выпуска набирает новую. Кстати, «Золотица» заработала себе такое имя в Бирюче, что запись в ансамбль к Карташовой родители караулят, как очередь в детский сад.
«Мы очень долго хотели попасть именно к этому преподавателю, с нетерпением ждали набора, и вот мы здесь, – рассказывает председатель родительского комитета танцевального коллектива Наталья Копылова. – Я привела к Светлане Анатольевне свою дочку Эмилию. Ей 9 лет. Она с большим удовольствием сюда ходит, здесь нашла подруг. У них вообще коллектив очень дружный, ведь в ансамбле проходят не только репетиции с полной самоотдачей, но и чаепития с разговорами по душам. Наверное, поэтому Светлана Анатольевна для них и преподаватель, и друг».
Дружественная атмосфера
А для самого руководителя каждый участник её коллектива – это в какой‑то степени и её ребёнок. Она знает все их сильные и слабые стороны, понимает, кого нужно много хвалить, а кого не мешает и серьёзно подстегнуть критикой, чувствует, кто сразу повторит любое новое движение, а с кем нужно будет повозиться не одну репетицию. Но в том и состоит талант педагога, чтобы найти ключик к любому воспитаннику и дать возможность каждому почувствовать себя маленькой звездой.
«В коллективе разные детки: и те, кому сама природа прописала танцевать, и те, кто по фактуре не очень подходит для хореографии, зато горит всей душой, – поясняет Карташова. – Когда вижу, что у ребёнка есть сильное желание и его горячо поддерживают родители, иду навстречу и беру таких деток. Это не профессиональный коллектив, где подбирают танцовщиков по росту, весу, цвету волос и разрезу глаз. Я беру всех детей, никогда и никому не отказала, никого не обидела. Если ребёнок хочет, он непременно будет танцевать. Пусть для этого понадобятся все восемь лет, но он станет танцевать так, что его потом никто не узнает!»
И дети, попавшие в ансамбль, чувствуют себя в нём на равных. Здесь нет звёзд и второго состава не только потому, что тут царит дружественная атмосфера – опытный педагог распределяет нагрузку в соответствии с возрастом, а ещё работает над слаженностью всего номера, где каждый участник – важная единица.
«Сейчас у меня одна группа из 40 детей. Я люблю, когда группы большие, обожаю ставить массовые танцы, – признаётся Светлана Карташова. – В нашем репертуаре номера различного направления: народные, стилизованные, классические, эстрадные, бальные, детские… Мы работаем над развитием интереса к русским национальным традициям. Это видно в наших постановках «Калинка», «Порушка-Параня», «Ой, ниточка», «Заря-зорюшка».
А начинается работа над номером просто: сначала руководитель слышит музыку, потом мысленно расставляет танцоров, придумывает выход, перестроения, определяет, где будет в танце кульминация и каким выйдет финал. Когда полная картина сложилась, можно приступать к репетициям, которые проходят четыре раза в неделю. Нагрузка большая, но никто не сетует: дисциплина и ответственность здесь в характере у каждого участника. Руководитель своим примером демонстрирует волю и стремление к совершенству.
«Занимаюсь в «Золотице» с детского сада, – рассказывает Екатерина Кондрахина. – Наш руководитель научила нас понимать, что танец – это выражение мыслей, чувств и эмоций. Благодаря Светлане Анатольевне я поняла, что если человек хочет танцевать, он танцует даже через боль и усталость. Бывает, не хочется идти на репетицию, но я всё равно иду. А когда выхожу с занятий, говорю себе: «Да, я это сделала. Да, у меня получилось!»
«Больше всего мне нравится, что благодаря танцам я стала намного взрослее, организованнее, – признаётся пятиклассница Евгения Соломахина. – Мы никогда не пугаемся конкурсов, концертов, этому научила нас Светлана Анатольевна. Каждое движение очень хорошо отрабатываем. Когда я прихожу домой, сажаю маму на диван и говорю: смотри, мы сегодня вот это научились делать. И у меня такой мини-концерт дома происходит».
По стопам педагога
Звание «Образцовый коллектив художественного творчества детской школы искусств» «Золотица» получила в 2021 году. Это результат долгой и кропотливой работы Светланы Карташовой и её «умничек», как ласково называет она своих воспитанниц. За плечами коллектива множество призовых мест, почётных грамот, благодарственных писем и дипломов, которые ансамбль завоевал своими искромётными танцевальными номерами, покоряя жюри международных, всероссийских, региональных, районных конкурсов. Одна из последних наград – Гран-при и три диплома лауреата I степени Всероссийского фестиваля-конкурса «Танцующее Белогорье», который весной прошёл в Старом Осколе.
«Только за апрель этого года мы заработали восемь кубков – четыре награды с «Танцующего Белогорья» и четыре с фестиваля хореографии «Планета танца», – говорит Светлана Карташова. – А витрину достижений нашей школы искусств украшают более 70 кубков, завоёванных именно «Золотицей». К сожалению, ситуация сейчас такая, что в основном предлагают участие в онлайн-конкурсах, а это не сравнится с живым выступлением. Когда детей награждают, когда ты видишь, как они кричат, радуются, прыгают от счастья, как и их родители, которые поддерживают нас на всех выездах на конкурсы, то понимаешь, что онлайн-выступлением этого не добиться. Но мы надеемся, что ситуация изменится и мои девчонки снова будут видеть зрителей, слышать заслуженные аплодисменты в награду за трудолюбие и старание».
А для самой Светланы Анатольевны высшая награда, когда её воспитанницы решают пойти по стопам своего учителя.
«Наша «Золотица» для меня второй дом, занимаюсь в ансамбле уже семь лет, – делится ученица 6-го класса Дарья Савицкая. – У меня прекрасный преподаватель по танцам, и я хочу пойти по её стопам. Мы с мамой ездили в Белгород на день открытых дверей в институт искусств и культуры. И я только утвердилась в своём мнении, да и мама меня поддерживает. Если я стану педагогом-хореографом, то, как и наша Светлана Анатольевна, буду всегда помогать своим воспитанникам советом и научу всему, что знаю».
Арина Беседина