Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 мая 2024,  19:00
 55

Почему митрополит доверил исполнить его собственную песню именно ансамблю «Слобода»

Почему митрополит доверил исполнить его собственную песню именно ансамблю «Слобода»Заслуженный коллектив народного творчества Белгородской области «Слобода»Фото: Алексей Дацковский
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

В любом крепком и сплочённом коллективе, какую сферу ни возьми, есть свой лидер – человек, который задаёт тон, а в нашем случае ещё и тональность, и точно знает, как зарядить всех на достижение одному ему известной цели. Руководитель ансамбля русской песни «Слобода» Лариса Адейкина именно такой центр, даже эпицентр всего, что рождается в уникальном песенном ансамбле, недавно получившем звание заслуженного коллектива народного творчества Белгородской области.

Искать варианты

Любой хороший музыкант проявляет себя уже в детстве и, как правило, появляется в семье с крепкими музыкальными корнями. Вот и Лариса Адейкина росла в атмосфере, буквально пропитанной музыкой.

«Мой папа, Георгий Павлович, известный в Питере музыкант, 60 лет играл на баяне и аккордеоне и преподавал. Мама, Лидия Константиновна, правда, выбивалась из нашей музыкальной когорты – была геофизиком. Зато две прабабушки по маминой линии, Марфуша и Матрёна, пели в хоре Пятницкого, – рассказывает Лариса Георгиевна. – Многие знают, что известный певец, педагог, фольк-лорист Митрофан Пятницкий собирал певцов из Воронежской и Курской областей. Подлинных народных исполнителей учил петь в академической манере».

 

Лариса Адейкина Лариса Адейкина / Фото: Алексей Дацковский

 

В школе Лариса Адейкина исполняла эстрадные песни, а выступала как солистка школьного хора. Неудивительно, что Губкинское музыкальное училище способная девочка окончила экстерном за три года. Затем поступила в Воронежскую музыкальную академию (ныне Воронежский государственный институт искусств), где училась академическому вокалу.

Однажды на последнем курсе она услышала народников-фольклористов и подумала: какие интересные звуки, как же они это поют? Тут же в голову пришёл другой вопрос: смогу ли я так петь после своего академического сопрано?

«Мне было тогда 19 лет, и у меня произошла такая ломка. А потом я услышала оркестр Пола Уинтера с ансамблем Дмитрия Покровского, – вспоминает Лариса Адейкина. – В 1987 году Paul Winter Consort и ансамбль Покровского записали студийный альбом, который в 1989 году был номинирован на премию «Грэмми» в категории «Лучший музыкальный альбом в стиле нью-эйдж». Это и решило мою дальнейшую судьбу. Я задала себе вопрос: что я хочу делать дальше? Академического хора мне было достаточно, там всё у меня хорошо было. Но мне хотелось чего‑то нового, другого. И я поступила на кафедру этномузыкологии Воронежского государственного института искусств».

Окончить её не удалось – по семейным обстоятельствам пришлось бросить обучение и уехать с мужем к нему на родину в Брянск. Но вскоре она вернулась и в Старый Оскол, и к своей давней мечте – народной песне.

«Поступила в Белгородский институт искусств и культуры на кафедру к Ольге Жировой, которую успешно окончила заочно, – рассказывает Лариса Георгиевна. – Вот здесь мне было необыкновенно легко, очень много для себя почерпнула и поняла своё предназначение: я не хранитель фольклора (спасибо тем, кто это делает), но я – продолжатель. К этому пришла осознанно. Даже бабушки, исполнявшие старинные исконно народные песни, которые мы сейчас записываем, нотируем, ни одну из них не пели одинаково. На том весь фольклор построен – он по сути своей вариативен. Так что нам, как говорится, сам Бог велел искать и свои варианты».

Владислав Гребенюк, Светлана Шеварднадзе и Лариса Адейкина Владислав Гребенюк, Светлана Шеварднадзе и Лариса Адейкина / Фото: Алексей Дацковский

С лёгкой руки владыки

Всё сложилось в единый пазл, когда Лариса Адейкина в 2002 году пришла в ансамбль «Слобода».

«Тогда «Слобода» уже была народным коллективом, – говорит она. – Я пришла сюда сначала как участник, но очень быстро стала руководителем. Теперь всё – от репертуара до костюмов – это моя работа. Готовых номеров у нас около 25, но мы постоянно придумываем что‑то новое».

Всё это рождается в голове у руководителя коллектива. За основу она берёт народную песню, а затем миксует – сводит несколько звуковых отрывков, например, с популярной рок-композицией. Те, кто слышал «Слободу» вживую, знают, какой это восторг, когда выступление начинается с народной композиции «А на горе мак», вдруг переходящей в красивую восточную мелодию. Или традиционная для Белгородской области песня «Ты дозволь, сударь-хозяин» вдруг приобретает роковую окраску, преобразуясь в популярный сингл «Bang» рок-группы «Парк Горького».

«Всё это я миксую в голове, потом раскладываю по партиям, после приношу ребятам, – делится руководитель «Слободы». – А все проходки, движения, инструментальные вставки придумываем уже вместе. Вообще мои ребята очень любят это, просто горят вместе со мной идеями. Но чтобы родилась новая песня, нужно очень тщательно отбирать материал. К народной тоже не всё подойдёт, поэтому важно хорошо знать и чувствовать жанры, чтобы всё было со вкусом. Я много лет пела в храме – всё‑таки «академист» во мне сидит. А сейчас, когда делаю обработки, использую стихирные распевы, духовные стихи народные, басовые ходы церковного хора».

К этой новой ипостаси в развитии своего творчества «Слобода» пришла с лёгкой руки митрополита Иоанна. Однажды владыка побывал на концерте и услышал, как ансамбль лихо соединил народную песню «Девка по саду ходила» с популярным треком Фредди Меркьюри «The Show Must Go On». Митрополит восхитился творчеством артистов настолько, что доверил коллективу исполнить его собственную песню.

«В прошлом году мы записали диск, куда вошла песня владыки, которая называется «Хлеб отца моего», – рассказывает Лариса Адейкина. – С этого времени митрополит как бы зримо и незримо помогает нам. Кстати, с его лёгкой руки у нас появится колёсная лира. Это и волынка, и скрипка, и лира, и арфа, и гусли. Такой многофункциональный инструмент. Сейчас по нашему заказу его делает известный мастер в Твери. А ещё наша мечта – обзавестись собственной студией, чтобы можно было записать все свои композиции. Инструменты есть, артисты есть, репертуар есть. Будем надеяться, что и студия у нас появится».

Эксперименты и импровизация

Отличительной чертой «Слободы» является и то, что многие в ансамбле играют на различных инструментах, которые звучат в тех или иных композициях. Например, солист ансамбля Владислав Гребенюк не только поёт, но и играет на кларнете, бубне и джембе – традиционном музыкальном инструменте западноафриканских народов.

 

Владислав Гребенюк Владислав Гребенюк / Фото: Алексей Дацковский

«В «Слободу» пришёл в 2015 году по приглашению Ларисы Георгиевны, она проводила набор в геологоразведочном институте, где я тогда учился, – рассказывает Владислав. – Сегодня наш ансамбль – это самобытный коллектив, поём народные песни в оригинальной обработке, берём какие‑то старинные вещи и придаём им новое звучание. Это целиком заслуга нашего руководителя. Мне нравится, что мы с ней делаем экспериментальные вещи. Потому и наш зритель очень разный: и школьники, и студенты, и те, кто старше. Я считаю, что это уже показатель того, что мы близки народу».

Солидарна с музыкантом солистка оркестра народных инструментов и ансамбля «Слобода» Светлана Шеварднадзе. Её Лариса Адейкина заприметила прямо на концерте и пригласила в свой коллектив.

«Так получилось, что я 14 лет вообще не пела, хотя окончила Орловский институт культуры и искусств, народное хоровое творчество, – делится Светлана. – Но никуда ничего не девается, тем более если ты любишь своё дело. С 2018 года я вместе с Ларисой Георгиевной. Она может исполнять что угодно: и эстраду, и народные песни, и фолк, и рок. Когда видишь, что человек так может делать, тебе хочется так же свободно петь. Вот этому мы у неё и учимся. Я очень рада, что работаю в этом коллективе, потому что мы поём то, что нам нравится. И это всегда очень творческий процесс, поскольку Лариса Георгиевна даёт возможность и нам импровизировать».

Как и у всякого хорошего коллектива, у «Слободы» есть свои поклонники. И они наверняка с нетерпением ждут, когда заслуженный коллектив народного творчества покажет им программу с колёсной лирой, которая точно наполнит новым звучанием уже полюбившиеся многим композиции ансамбля. 

Арина Беседина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×