Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 мая 2024,  18:00

От мобильности до опасности. Как не стать жертвой моноколёс и электросамокатов

Открывшийся сезон мобильных средств передвижения в этом году начался с трагедии

От мобильности до опасности. Как не стать жертвой моноколёс и электросамокатовФото: Павел Колядин
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

В Яковлевском округе погиб 8-летний ребёнок, выехавший на дорогу на электросамокате. Проверка идёт, и вина водителя, под колёса которого попал несовершеннолетний, ещё будет устанавливаться. Автотехническая экспертиза выявит, мог ли предотвратить трагедию водитель. Но самое главное в другом – ребёнок в таком возрасте просто не имел права выезжать на проезжую часть!

По аналогии с велосипедистами

К сожалению, владельцы средств индивидуальной мобильности зачастую нарушают Правила дорожного движения, даже не понимая, что подвергают опасности свою жизнь и здоровье, а также жизни и здоровье окружающих. Мы пообщались с инспектором дорожно-патрульной службы управления Госавтоинспекции Дмитрием Ходыкиным, чтобы узнать, на что имеют право, а чего ни в коем случае не должны делать люди, передвигающиеся на электросамокатах, моноколёсах и прочих новомодных средствах передвижения.

СИМ, или средства индивидуальной мобильности, – понятие довольно новое. В законе оно было закреплено всего год назад. И звучит так: это транспортное средство, имеющее одно или несколько колёс (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколёса и иные аналогичные средства).

Важно!

Обычные самокаты, ролики и скейты к средствам индивидуальной мобильности не относятся.

При этом стоит понимать, что средства индивидуальной мобильности не приравнены к механическим транспортным средствам, потому и правила для них несколько иные. Какие – мы и выяснили в Госавтоинспекции.

Дмитрий Ходыкин объясняет, что для средств индивидуальной мобильности были прописаны специальные условия, они касаются в том числе и возраста. Несовершеннолетним лицам управлять СИМ без сопровождения взрослых разрешено с 7 лет. Но до 7 лет дети обязаны передвигаться на них только в сопровождении взрослых и только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам или в специально предназначенных для катания местах.

А вот выезжать на проезжую часть можно с 14 лет, и то соблюдая ряд обязательных условий!

«Во‑первых, лицам, управляющим средствами индивидуальной мобильности, можно передвигаться только по дорогам, где установлено ограничение скорости до 60 километров в час. При этом двигаться по проезжей части они должны по аналогии с велосипедистами – в один ряд вдоль правого края проезжей части. Им запрещено осуществлять разворот либо поворот налево, выполнять какие‑либо манёвры, связанные с перестроением из полосы в полосу. Если они хотят это сделать, то обязаны остановиться возле пешеходного перехода и спешиться. В руках перевести СИМ через пешеходный переход на другую сторону проезжей части и поменять направление», – объясняет сотрудник Госавтоинспекции.

Чётко прописано

Зачастую мы видим, как люди на электросамокатах на огромной скорости носятся по тротуарам. Иногда целыми компаниями. Но и тут всё чётко прописано в законе.

«По тротуарам на средствах индивидуальной мобильности разрешается передвигаться со скоростью не более 25 километров в час. При этом масса электротранспорта не должна превышать 35 килограммов», – объясняет Дмитрий Ходыкин.

Если масса такого транспортного средства выше, то передвигаться по тротуарам можно лишь при соблюдении любого из двух условий: либо отсутствуют зоны, выделенные для велосипедистов, – это велосипедные или велопешеходные дорожки, и возможность двигаться по ним, либо лицо сопровождает несовершеннолетнего возрастом до 14 лет, передвигающегося на средстве индивидуальной мобильности или велосипеде.

Важно!

На тротуарах и в зонах, выделенных для пешеходных прогулок, в любом случае преимущество имеет пешеход! Лица, передвигающиеся на средствах индивидуальной мобильности, должны выбирать оптимальную для безопасности скорость либо вовсе спешиваться, чтобы не создавать помехи для пешеходов.

 

От мобильности до опасности. Как не стать жертвой моноколёс и электросамокатов - Изображение Фото: из архива УГИБДД УМВД России

Административнаяи уголовная

Кстати, те, кто оседлал средства индивидуальной мобильности, несут ответственность перед законом. Если брать административную, то здесь нарушителям ПДД грозит наказание по статьям 12.29 и 12.30 Кодекса об административных правонарушениях. Максимальное по двум этим статьям предусматривает штраф в размере до полутора тысяч рублей.

Кроме того, если правонарушение допустил несовершеннолетний, то к ответственности привлекаются его родители по статье 5.35 «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних».

Но может случиться и так, что управляющие средствами индивидуальной мобильности привлекаются к уголовной ответственности. Это происходит в том случае, когда нарушение привело к тяжким последствиям.

 

От мобильности до опасности. Как не стать жертвой моноколёс и электросамокатов - Изображение Фото: из архива УГИБДД УМВД России

Для владельцев сим

Средства индивидуальной мобильности обязательно должны быть оборудованы фонарями белого и красного света. Но практика показала, что на небольших устройствах этого зачастую недостаточно для их лучшей видимости, особенно в тёмное время суток.

Кроме того, скорость даже в 25 километров в час достаточно приличная. А владельцы или арендаторы СИМ часто превышают и её, что приводит к плачевным последствиям.

Исходя из опыта аварий со средствами индивидуальной мобильности белгородская Госавтоинспекция советует:

Надевать жилет со световозвращающими элементами либо другие предметы с такими элементами, чем их больше – тем лучше.

Использовать средства индивидуальной защиты – шлем, налокотники, наколенники (даже на небольшой скорости падение может привести к печальным последствиям). Особенно это касается несовершеннолетних.

По пешеходному переходу идти, а не ехать. Не выскакивать на дорогу из‑за препятствий, потому как водители автомобилей вас могут просто не увидеть либо не успеть среагировать.

Ни в коем случае никого не перевозить, так как эти средства предназначены для одного человека. Перемещение на них вдвоём уже нарушение Правил дорожного движения и будет автоматически наказываться штрафом.

При любой угрозе

Сейчас по закону средства индивидуальной мобильности не оснащены номерными знаками, потому определить, кто едет на моноколесе, электросамокате или сегвее, достаточно трудно. Тем не менее если вы заметили, что человек на СИМе нарушает закон, нужно сразу же обратиться с сообщением о правонарушении в Госавтоинспекцию.

Впрочем, в УГИБДД УМВД России по Белгородской области добавляют, что обращаться к ним нужно при любой угрозе безопасности дорожного движения. И сюда может относиться что угодно – от перевозки людей в ваннах и на тюбингах зимой до прицепившихся к автомобилям любителей быстрой езды на самокатах, роликовых коньках или скейтах.

Несмотря на то что рынок средств индивидуальной мобильности в нашей области ещё очень мал, в прошлом году произошло 13 ДТП по вине владельцев или арендаторов СИМ. В результате четыре человека пострадали, из них двое – дети.

Потому несколько раз подумайте, прежде чем воспользоваться такими средствами, а тем более дать их своим детям. А если всё же решили побаловать ребёнка таким способом, то хотя бы расскажите о Правилах дорожного движения и научите мерам безопасности…

Алексей Стопичев

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×