Как и где ездить на электросамокатах и других гаджетах для передвижения
Об этом «БелПресса» почитала в правилах дорожного движения и узнала в белгородской областной Госавтоинспекции
-
Статья
Электроскутеры, электромопеды, электромотоциклы, трициклы, квадроциклы, электросамокаты, гироскутеры, моноколёса, сегвеи с рулём и без… Чтобы избежать ошибок и трагедий на дороге, вы должны знать самое главное об использовании перечисленных средств передвижения.
Как ПДД регламентируют использование мини-средств передвижения на электротяге?
Почти никак. правила дорожного движения в настоящее время не содержат на их счёт конкретных глав или пунктов.
«Транспортное средство (ТС) – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём. Механическое транспортное средство – транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины», – говорится в п. 1.2 ПДД РФ.
Однако всё это неприменимо к электрическим ездовым гаджетам. У них нет паспорта транспортного средства. Объём и мощность их двигателя не соответствуют требованиям для ТС.
«У них нет двигателя внутреннего сгорания объёмом более 50 куб. см, так как они оборудованы электромоторами, самый мощный из которых – 990 Вт, – пояснил инспектор отдела дорожно-патрульной службы и исполнения административного законодательства управления областного ГИБДД старший лейтенант полиции Алексей Рябушенко. – А транспортным средством считается устройство с двигателем мощностью более 4 кВт. При этом ТС должно развивать скорость более 50 км/ч. Сегвей, например, разгоняется максимум до 36 км/ч».
Больше всего из ПДД подходит понятие «пешеход». Тот же п. 1.2 приравнивает к ним людей, использующих для передвижения роликовые коньки, самокаты «и иные аналогичные средства». К последним в ГИБДД относят именно электросамокаты, гироскутеры, сегвеи, моноколёса и прочие устройства, являющиеся по сути спортинвентарём.
К какой категории относятся эти средства передвижения?
К разным, в зависимости от их технических характеристик. ПДД не выделяют их в отдельную категорию.
Скажем, мопед – это двух- или трёхколёсное механическое ТС. Его максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, рабочий объём двигателя внутреннего сгорания – не выше 50 куб. см. Либо на мопеде может стоять электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки в пределах 0,25–4 кВт.
«К мопедам приравниваются квадроциклы, имеющие аналогичные технические характеристики, – пояснил Рябушенко. – И следовательно, электроскутеры, электромопеды, электромотоциклы, электросамокаты, гироскутеры и сегвеи, в зависимости от номинальной максимальной мощности двигателя в указанном режиме длительной нагрузки, необходимо приравнивать к мопедам».
Трицикл, квадроцикл = мотоцикл?
Мотоцикл по п. 1.2 ПДД – это ТС с двигателем внутреннего сгорания свыше 50 куб. см. Или если его максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
«Именно к мотоциклам приравниваются трициклы, – пояснил Алексей Рябушенко. – А также квадроциклы с мотоциклетной посадкой или рулём мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг – для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов), без учёта массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт. Следовательно, все виды устройств с мощностью двигателя 4–15 кВт необходимо вообще отнести к мотоциклам».
Из общей массы этих ТС выделяется моноколесо, у которого всего одно колесо для езды. Поэтому отнести его к какой‑либо категории по ПДД проблематично, признаются в областной ГИБДД.
А чётких определений сегвеев, гироскутеров, моноколёс и т. п. ПДД в настоящее время вообще не имеют.
Нужны ли при себе документы на электросамокат и прочие средства передвижения?
Если ездить на том, что приравнивается к мопедам или мотоциклам, – нужны. Действует то же законодательство, что и в отношении водителей обычных мопедов и мотоциклов.
В прочих случаях иметь при себе документы на средство передвижения не помешает. Они пригодятся, например, для подтверждения права собственности на ваш электросамокат при подозрении на его кражу. Или для корректного оформления случившегося ДТП.
Какие есть ограничения по возрасту для езды на электрических гаджетах?
Если ТС на электрической тяге приравниваются к мопедам или мотоциклам, в отношении водителя действует законодательство аналогично, как и в отношении водителей обычных мопедов и мотоциклов.
В иных случаях ПДД не регламентируют возрастные ограничения.
Где на всём этом можно ездить?
Если средство передвижения приравнено к мопедам или мотоциклам, ездить нужно по требованиям ПДД, относящимся
к данной категории водителей. В иных случаях передвигаться можно, соблюдая требования к пешеходам. Они содержатся в гл. 4 ПДД РФ «Обязанности пешеходов».
Как двигаться по тротуарам и пешеходным переходам?
Уже усвоили: на электросамокате, сегвее и прочем вы – пешеход. Значит, переходить дорогу обязаны только на зелёный сигнал светофора, по пешеходному переходу и обязательно убедившись, что все машины их пропускают.
«От тех, кто идёт пешком, водитель сегвея или электросамоката отличается только обязанностью спешиваться при пересечении проезжей части. П. 24.8 ПДД запрещает велосипедистам и водителям мопедов пересекать дорогу по пешеходным переходам», – констатирует Алексей Рябушенко.
По аналогии с этим в ГИБДД полагают, что использование любых технических средств (электросамокатов, гироскутеров, сигвеев, моноколёс и др.) при переходе дороги недопустимо. Нужно спешиться и начинать переход дороги, лишь убедившись в безопасности.
А если я кому‑то причинил ущерб?
Так как владельцы большинства из электрических ездовых гаджетов приравниваются к пешеходам, то и ответственность при нанесении ущерба будут нести соответствующую – как обычные пешие горожане.
А если ездить на подобии мопеда или мотоцикла – ответственность определит ст. 1079 ГК РФ. В ней говорится о вреде, причинённом деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.
Олег Гончаренко