Реставрация не рассматривается. Есть ли будущее у ж/д станции Юсупово в Ракитянском районе
В 2014 году станцию закрыли, а движение поездов приостановили. Так и стоит красивый вокзал с большими заколоченными окнами и без всяких перспектив
-
Статья
-
Статья
Покрытые ржавчиной рельсы, шуршащая под ногами серая щебёнка, разбитый каменный перрон и не потерявшее свой блеск строгое здание железнодорожной станции. На фасаде с нескольких сторон большие красные буквы – Юсупово, а ещё дата постройки – 1910 год. Относительно недавно по этим рельсам неслись на юг пассажирские поезда, из окон которых высовывались курортники и рассматривали маленький южный полустанок с большой историей.
Посторонним вход воспрещён
Серая дорога игриво петляет и уводит в сторону от трассы. Вдали виднеется белый указатель на Юсупово. Въезжаем в маленький посёлок и сбавляем скорость, чтобы не проскочить мимо заброшенной станции. Но пропустить её невозможно. Бело-красное строгое здание показывается среди нежной весенней зелени. Видно, что недавно здесь косили траву. Несмотря на то что с момента закрытия этой линии прошло уже десять лет, за территорией стараются следить.
На главной двери – табличка «Собственность ОАО «РЖД». Посторонним вход воспрещён». Здесь явно бывают любители истории. Интернет пестрит многочисленными фото из этих мест.
Чтобы узнать чуть больше об остановочном пункте Юсупово, по дороге мы заехали в Ракитянский краеведческий музей.
«Железная дорога, на которой расположена эта станция, связывала Санкт-Петербург и Крым, – рассказали там. – Эти земли принадлежали князьям Юсуповым, а потому и дорогу, и все вокзалы, и хозпостройки возводили местные крестьяне. Использовали же её для вывоза производимой на местных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях продукции».
История железной дороги в Ракитянском районе началась в 1895 году после строительства сахарного завода в имении князей Юсуповых. Для подвозки топлива, камня и других материалов, а также свёклы и вывоза сахара потребовались подъездные железнодорожные пути. Так в 1901 году появилась Белгород – Сумская дорога, а позднее – Северо-Донецкая. В месте пересечения двух железных дорог располагалась станция Готня, которая в 1911 году стала узловой.
В 1910-м появилась станция Юсупово со зданием вокзала, жилыми домами и мельницей. Сохранила история и имена первых её поселенцев – стрелочников Ивана Горбачёва и Тихона Артёменко. Работниками же станции были в основном жители расположенного неподалёку села Илёк-Кошары.
Свидетельства времени
Мы забираемся внутрь и осторожно осматриваем то, что осталось от столетней станции. На дверях кое‑где уцелели таблички «Релейная», «Курить строго запрещено», обрывки карт на стене и листок со списком сотрудников и их рабочими телефонами. Сохранились большие железные печи, которые раньше отапливали здание, вместительные шкафы для документации и красивая когда‑то мозаичная плитка. Деревянным полам повезло меньше.
Сквозь заколоченную перегородку этой части вокзала виден просторный зал ожидания с билетными кассами и неизменной печью. По полу разбросаны станционные бумаги, полуистлевший разовый консультационный билет с пометкой Министерства путей сообщения СССР. Ручкой приписано: «Суджа». Такие билеты выдавали работникам станции, если нужно было срочно проехать на электропоезде без предъявления документов. Внизу дата – 1 декабря 1967 года. Маленькие свидетельства ушедшей эпохи.
«После революции 1917 года и победы советской власти Белгород – Сумская железная дорога была национализирована и присоединена к Южной железной дороге, – сообщили в ракитянском музее. – Вплоть до 1990-х годов на станции Юсупово было два главных пути, два дополнительных и два тупика, один из которых оказался проходным, поэтому там осуществляли разгрузку вагонов для нужд близлежащих колхозов».
Покидаем замусоренное здание станции и выбираемся на полуразрушенный перрон. Возле путей валяется табличка «Остановка локомотива». По краям дороги высятся чёрные столбики семафоров. В советское время кроме грузовых составов через станцию курсировали пассажирские поезда Ленинград – Мариуполь, Брянск – Мариуполь, Брянск – Донецк, а также пригородные, называемые в просторечье рабочими.
Летом же по этой ветке проходили поезда из Ленинграда к морю – в Адлер, Новороссийск, Симферополь, Севастополь, Батуми и Сухуми. Также по этим рельсам везли отдыхающих на юг пассажирские составы из Мурманска.
Реставрация не планируется
В 2014 году станция Юсупово полностью прекратила свою работу, эту ветку железной дороги закрыли. Нынешний собственник столетнего здания, которое входит в региональный перечень памятников истории и архитектуры, – филиал ОАО «РЖД».
В официальном ответе на редакционный запрос начальник службы корпоративных коммуникаций Московской железной дороги Владимир Мягков объяснил, что станцию закрыли из‑за невостребованности: грузооборот иссяк, пассажиры перестали ездить.
«В 2014 году было отменено движение пригородных поездов на участке Льгов – Готня, на котором находится станция Юсупово, – отметил Владимир Мягков. – В настоящий момент планы по реставрации бывшего здания вокзала, а также созданию в нём музейного комплекса не рассматриваются».
О том, что сохранять историческое здание не планируют, переживают в основном местные жители. Некоторые из них считают, что вокзал мог бы стать отличной туристической достопримечательностью.
Ну а пока провинциальный южный полустанок ветшает и вспоминает былые времена. Как неслись мимо нарядного красно-белого вокзала лёгкие, нагретые солнцем курортные поезда, как гудел маленький зал ожидания и подметал каменный перрон улыбчивый дворник. И время замирает.
Анастасия Состина