В Мурманск, Харьков и Крым. Куда можно было уехать в прошлом веке с ж/д станции Готня
«Белгородские известия» отправились в посёлок Пролетарский Ракитянского района на станцию Готня, чтобы совершить небольшое путешествие во времени
![В Мурманск, Харьков и Крым. Куда можно было уехать в прошлом веке с ж/д станции Готня В Мурманск, Харьков и Крым. Куда можно было уехать в прошлом веке с ж/д станции Готня](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/a0/7b/a07bdcdf-118d-46d8-bd13-1b6a6188c2d9/pk_221214_122319.jpg__750x415_q75_crop-True_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
Старые железнодорожные станции манят к себе каким‑то совершенно неповторимым очарованием. Есть в них архитектурная плавность заброшенных усадеб и динамичность пути одновременно. Стоишь возле здания, как будто впитавшего в себя за сотню, а то и больше лет вечное движение встреч и прощаний, и кажется, что вот-вот звякнет станционный колокол, а потом, фыркая паром, кутаясь в облако дыма и на ходу сбавляя мощь, поползёт к платформе гигант-паровоз, а за ним – вереница вагонов…
На пороге истории
Симпатичное и лаконичное здание станции Готня сейчас из окна пассажирского поезда уже не увидишь – осталось только грузовое сообщение. Раз в неделю сюда ходит рельсовый автобус из Белгорода, так что толп путников с вещами тут нет. Зато есть история, и в её поисках мы переступаем станционный порог.
Небольшое снаружи здание оказывается просторным внутри. Огромные окна, высоченные потолки, лепнина и кованые люстры… Все эти приметы прошлого соседствуют со следами современного ремонта, неизменным остаётся лишь гулкое вокзальное эхо, которое, кажется, способно отражать не только отзвуки слов, но и мыслей.
Идея собирать по крупицам историю этого места и сохранять её принадлежит начальнику станции Готня Сергею Лифинцеву. Он не смог с нами встретиться из‑за болезни и передал полномочия исполняющей обязанности руководителя Оксане Куликовой. Она и будет сегодня нашим экскурсоводом. К слову, её стаж работы на железной дороге – 20 лет. Начинала Оксана стрелочником на станции Сумовская, стрелки тогда переводили вручную.
![Фото: Павел Колядин В Мурманск, Харьков и Крым. Куда можно было уехать в прошлом веке с ж/д станции Готня - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/69/09/6909de3e-9074-4970-9bd8-603b3ad32280/pk_221214_115201.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Оксана Куликова / Фото: Павел Колядин Оксана Куликова](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/8f/d9/8fd933e0-e96e-4f59-ba6e-017be5dc0502/pk_221214_133161.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин В Мурманск, Харьков и Крым. Куда можно было уехать в прошлом веке с ж/д станции Готня - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/4d/9a/4d9af86f-e8d4-450c-821f-276bc6a94634/pk_221214_122420.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин В Мурманск, Харьков и Крым. Куда можно было уехать в прошлом веке с ж/д станции Готня - Изображение 4](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/9c/6a/9c6acd08-69d9-493c-81cd-2d47f504e405/pk_221214_122116.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Жизнь била ключом»
«В этих залах раньше стояли печи, их топили углём и дровами. Мы с вами в зале ожидания, напротив – кассовый зал. Знаете, были времена, когда на станции работало больше 300 человек. Для сравнения: сейчас – 26», – начинает рассказ Оксана Куликова.
Мы выходим из зала ожидания и оказываемся в сквозном проходе через здание: здесь два выхода – железнодорожные пути расположены по обеим сторонам станции.
«Два парка у нас – Белгородский и Льговский (речь идёт о парках станционных путей – прим. авт.), есть ещё ранжирный, где грузили домашние вещи, контейнеры. Такое разделение в зависимости от направления существовало для удобства пассажиров: когда объявляли название парка, то люди понимали, в какую сторону им идти. Если приходили одновременно поезда, допустим, из Харькова и Белгорода, то принимали их в разных парках», – поясняет терминологию моя собеседница.
![Фото: Павел Колядин В Мурманск, Харьков и Крым. Куда можно было уехать в прошлом веке с ж/д станции Готня - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/4d/6d/4d6dfe33-3995-4242-bff1-2b5cbf0bb0c5/pk_221214_122217.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин В Мурманск, Харьков и Крым. Куда можно было уехать в прошлом веке с ж/д станции Готня - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/88/b4/88b43794-0c3e-4dfb-b1ff-6c902083a221/pk_221214_122014.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин В Мурманск, Харьков и Крым. Куда можно было уехать в прошлом веке с ж/д станции Готня - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/12/1e/121e3457-3327-4259-b715-b1f3a6e46941/pk_221214_120904.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин В Мурманск, Харьков и Крым. Куда можно было уехать в прошлом веке с ж/д станции Готня - Изображение 4](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/38/58/38582318-0ed3-49ac-b4c7-93c3d71a9670/pk_221214_120703.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин В Мурманск, Харьков и Крым. Куда можно было уехать в прошлом веке с ж/д станции Готня - Изображение 5](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/21/db/21db2cb0-22cc-4a24-898d-0e53fedc90da/pk_221214_121812.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Саму станцию Готня ввели в эксплуатацию в 1903 году, она стала одной из связующих на железнодорожном пути из Льгова (Курской области) в Харьков. Первое деревянное здание не сохранилось, а вот то, в котором мы находимся, построено в 1910 году.
«У нас были разные направления: в Сумы, Ивню, Белгород. Отсюда можно было уехать даже в Мурманск или Крым без пересадок. В общем, жизнь била ключом. Прямо тут располагался рынок, мы покупали вещи, продукты: и рыбу, и икру чёрную. Были даже магазин и ресторан. Помню, как в детстве ела пирожки оттуда. Вокруг станции образовался рабочий посёлок Пролетарский. Здесь было много заводов: комбикормовый, мясокомбинат, маслозавод, кирпичный и хлебозавод. В советское время наш мясокомбинат был вторым в СССР по снабжению армии, и до сих пор в воинских частях есть местная тушёнка», – не скрывает гордости Оксана Куликова.
![Паровозное депо станции Готня / Фото: Павел Колядин Паровозное депо станции Готня](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/88/1b/881be760-1f05-4dce-a684-200ff10bf720/pk_221214_131246.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин В Мурманск, Харьков и Крым. Куда можно было уехать в прошлом веке с ж/д станции Готня - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/a9/5e/a95e48f9-aeb5-41d6-a4cb-b6bb60cb4988/pk_221214_122924.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин В Мурманск, Харьков и Крым. Куда можно было уехать в прошлом веке с ж/д станции Готня - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/c3/0c/c30c732c-6e85-4864-9500-fa6a4c1af934/pk_221214_122723.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Сейчас узловая станция Готня работает с грузовыми составами. Их здесь переформируют, чтобы отправлять адресатам.
«То есть везут 60–70 вагонов, а мы уже их развозим по линии: кому 10, кому 3, в чей адрес что пришло. Точно так же и от нас: мы собираем и отправляем, например, в Белгород», – поясняет Куликова.
![Фото: Павел Колядин В Мурманск, Харьков и Крым. Куда можно было уехать в прошлом веке с ж/д станции Готня - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/d1/4e/d14e73ab-52de-4d3a-af0c-a86241841bc1/pk_221214_132357.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин В Мурманск, Харьков и Крым. Куда можно было уехать в прошлом веке с ж/д станции Готня - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/0f/de/0fde0ecc-adb3-4440-b54f-264be4015fd8/pk_221214_131548.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин В Мурманск, Харьков и Крым. Куда можно было уехать в прошлом веке с ж/д станции Готня - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/a3/e2/a3e20c52-c5bf-4f6c-9a80-3da80269c2a2/pk_221214_132154.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин В Мурманск, Харьков и Крым. Куда можно было уехать в прошлом веке с ж/д станции Готня - Изображение 4](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/ce/56/ce568467-45aa-46df-8811-ec0112f03236/pk_221214_131749.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Самое сердце
«А сейчас покажу вам самое сердце станции: вот в этом здании работает дежурный по станции, который принимает и отправляет поезда, даёт указания всем работникам смены, обеспечивает безопасность», – продолжает экскурсию Оксана Куликова, и мы входим в дверь, обычно закрытую для посторонних.
То, что я вижу, вызывает детский восторг в моей душе, беззаветно влюблённой в железную дорогу. Вокруг – как будто иллюстрация к советской фантастике с огромной схемой всей станции, пультами управления со всевозможными кнопочками и переключателями, телефонами, рацией и, конечно, бортовым журналом. В капитанской рубке этого почти что космического корабля (именно такая ассоциация у меня возникла) – Надежда Бородаенко, она же дежурный по станции.
![Дежурный по станции Надежда Бородаенко / Фото: Павел Колядин Дежурный по станции Надежда Бородаенко](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/0b/60/0b601700-0e51-4f2b-92d7-f24c1c483168/pk_221214_123830.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин В Мурманск, Харьков и Крым. Куда можно было уехать в прошлом веке с ж/д станции Готня - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/7f/f4/7ff452c7-4408-4422-af5c-bbde79ada5d7/pk_221214_124434.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин В Мурманск, Харьков и Крым. Куда можно было уехать в прошлом веке с ж/д станции Готня - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/6a/80/6a8036d2-ebed-48dd-8070-6ad7f25510b3/pk_221214_123427.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Вот передо мной табло и пульт-манипулятор. Туда (на табло – прим. авт.) смотрим, а тут управляем. Например, стоит тепловоз по первому пути и нам нужно его переместить на другой. Для этого по рации связываюсь с машинистом и довожу ему план маневровой работы», – объясняет Надежда Бородаенко и озвучивает тот самый план.
Для человека несведущего он звучит как шифровка.
Нас прерывает телефонный звонок, дежурный по станции не может не взять трубку. Звонят с соседней Свекловичной: готовятся принять состав. Но прежде нужно получить разрешение на открытие станции у поездного диспетчера в Москве.
В общем, и без дополнительных пояснений понятно, что работа сложная и ответственная.
«У меня в семье нет железнодорожников, но с детства была мечта связать свою жизнь именно с этой профессией. Я окончила Воронежский колледж железнодорожного транспорта, работала в Белгороде, потом сюда перевелась. Почти 16 лет уже тружусь», – рассказывает о себе Надежда Бородаенко.
![Аппарат управления и контроля на станции / Фото: Павел Колядин Аппарат управления и контроля на станции](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/f2/dd/f2dda34b-a7d3-4506-b80c-9e0d742a7a54/pk_221214_123326.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин В Мурманск, Харьков и Крым. Куда можно было уехать в прошлом веке с ж/д станции Готня - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/b7/a8/b7a88501-d6d0-4a14-91c5-56703751b436/pk_221214_123529.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин В Мурманск, Харьков и Крым. Куда можно было уехать в прошлом веке с ж/д станции Готня - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/84/82/84827950-86ad-4ea2-944f-373c120a53dd/pk_221214_124031.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин В Мурманск, Харьков и Крым. Куда можно было уехать в прошлом веке с ж/д станции Готня - Изображение 4](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/45/9b/459b3c6c-f158-4ba8-8da3-f14efe8e05ee/pk_221214_124132.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Поехали
Показав, как переводить стрелки и пояснив, для чего нужен тормозной башмак, нам предлагают прокатиться на маневровом тепловозе (моя душа уже не поёт, а прямо‑таки кричит от восторга). Машинист по рации получает разрешение на движение, проходит несколько минут – и транспорт готов нас принять.
И пусть наш путь будет совсем недолгим (тепловоз‑то маневровый), но кто не мечтал проехать в кабине вместе с машинистом?!
«Реверсивную рукоятку перевёл на ход назад. Контроллерам дал позиции. Поехали. Локомотив у нас может ехать и назад, и вперёд. При этом кабину менять не нужно», – говорит машинист Виталий Полуянов и даёт два длинных гудка, что означает движение назад.
Не успев как следует разогнаться (кстати, данные о скорости пишутся на специальный носитель и в конце смены сверяются с рекомендованными), мы останавливаемся и попадаем в самое начало 1900-х.
![Машинист Виталий Полуянов / Фото: Павел Колядин Машинист Виталий Полуянов](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/40/87/408749bf-9725-46fa-8e91-b03f8868d88d/pk_221214_131447.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин В Мурманск, Харьков и Крым. Куда можно было уехать в прошлом веке с ж/д станции Готня - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/64/86/64860152-ff84-4cc5-9b2f-19d01ab47b16/pk_221214_130042.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин В Мурманск, Харьков и Крым. Куда можно было уехать в прошлом веке с ж/д станции Готня - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/86/4e/864e196f-cf0d-4b2c-ada4-fcc05f8ebc7d/pk_221214_132052.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин В Мурманск, Харьков и Крым. Куда можно было уехать в прошлом веке с ж/д станции Готня - Изображение 4](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/8b/a9/8ba9abc0-fbe6-4840-8f0d-1d89ca5aca51/pk_221214_132458.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Примерно в 1908 году на станции Готня появилось паровозное депо. Его здание с небольшими вкраплениями более поздних ремонтов выглядит впечатляюще и сейчас. Рядом – круг для разворота. Сейчас он почти полностью занесён снегом, да и самих паровозов тут уже нет, а вот в начале 1960-х было около 40.
Зачарованная историей, я не замечаю, как пролетают два часа нашей экскурсии. Возвращаемся из прошлого в настоящее и ещё долго остаёмся под впечатлением. Всё‑таки правда есть неповторимое очарование в старых железнодорожных станциях, согласны?
![Фото: Павел Колядин В Мурманск, Харьков и Крым. Куда можно было уехать в прошлом веке с ж/д станции Готня - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/ad/3f/ad3f5165-b16d-4350-b6e0-9430b2ea7ded/pk_221214_135264.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин В Мурманск, Харьков и Крым. Куда можно было уехать в прошлом веке с ж/д станции Готня - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/3b/88/3b887c08-077a-4ec4-8964-55d20d5691e6/pk_221214_131045.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Елена Коржова