Нестерпимо болит душа. Как храм в грайворонской Козинке пережил атаки ВСУ
Церковь получила серьёзные повреждения, внутри почти всё выгорело, однако уцелела одна фреска и лики на иконах
-
Статья
-
Статья
Моё знакомство с этим удивительным местом произошло более 7 лет назад. Был снежный зимний день и очередной рабочий выезд. Тогда в Грайворонском округе мы посетили музей Гора-Подольской школы и с руководителем его поискового клуба проехали несколько сёл, услышав немало трогательных историй о Великой Отечественной войне. А в Козинке ждала ещё одна удивительная встреча – с православной жемчужиной нашего края, старинным храмом Святого Апостола Иоанна Богослова.
Только сняли леса
Храм много лет нуждался в капитальном ремонте. Начать его никак не получалось из‑за отсутствия средств. Но молитва здесь не прекращалась. И порядком обветшавшее здание всё равно поражало величием и красотой. Через несколько дней мой коллега, фотограф Владимир Юрченко показал мне фотографии храма, сделанные летом. Первый раз он побывал на этом месте ещё в 1990-х.
«Мы знакомы с храмом очень давно. Были встречи мимолётные, а 30 лет назад глава администрации Козинки познакомил нас близко. В то время уцелевшие при коммунистах храмы стали обретать новую жизнь. Вид у него был непарадный, но заметных, значимых разрушений не наблюдалось. Внутрь мы не попали, а снаружи в конце короткого ненастного дня детали просматривались не очень подробно. Была, однако, деталь, которую запечатлеть очень хотелось. Видел подобное потом и в других местах, а тогда встретился с этим впервые: вместо колокола его музыкальную функцию выполнял кислородный баллон с очень удачно отрезанным дном. Я, конечно, не музыкант, но и мне было ясно, насколько мелодичный он издавал звук», – вспоминает Владимир Витальевич.
А я спустя время после той рабочей поездки была обрадована новостью, что восстановление храма всё же началось. За прошедшие годы об этой церкви мне ещё не раз доводилось слышать от разных людей. В ней в середине 2000-х венчались родители моего мужа. В храме тогда не было отопления, а венчание проходило зимой. Но всё равно они выбрали именно это место. И день таинства стал очень радостным и счастливым.
Когда пришли тревожные мартовские новости про Козинку, первая мысль была о храме. В интернете периодически появлялись снимки села с воздуха. И я всё пыталась рассмотреть на них, что же стало с церковью.
Уже потом в Сети опубликовали страшные фотографии храма, попавшего под обстрелы. Смотреть на них без слёз было невозможно. А трагичнее всего тот факт, что только в декабре 2023 года с сооружения сняли леса – многолетняя реконструкция наконец‑то завершилась. Храм засиял в своём величии, чтобы всего лишь спустя три месяца принять страшнейший удар.
Произведение искусства
«Первый раз я попал в храм в Козинке в 2003 году. Приехал сюда на престольный праздник. Тогда он меня поразил: величественный, огромный. Когда спустя много лет милостью Божией меня назначили сюда настоятелем, я, выйдя из епархии, не стал дожидаться утра, сразу помчался в село. Хотя, когда приехал, было уже десять часов вечера», – вспоминает священник Геннадий Заводовский.
Воцерковился он уже будучи 22-летним юношей. Рассказывает, что, переступив однажды храмовый порог, понял: «Никуда отсюда не уйду». Стал участвовать в приходской жизни, нёс послушание на клиросе. А потом выбрал для себя путь священника.
В 2017 году стартовал марафон по возрождению храма. Он помог собрать средства на новые окна и крышу. А затем с помощью прихожан и сочувствующих людей постепенно удалось обновить всё – от фасада, полов и колокольни до церковного убранства. Снимались старые покрытия на стенах, производилась вычинка разрушенных кирпичей. На это ушло около восьми кубов камня.
«Построили новое крыльцо, залили отмостку, поставили двери и лестницу на колокольню. Реконструировали площадку под звонницу. В храме появились новые колокола. Обновили полы, отреставрировали иконостас. Сделали отопление и проводку по всему храму, построили котельную», – рассказывает батюшка о проделанной работе.
Реставрацией сохранившихся и созданием новых фресок в храме занимался художник Леонид Пусный. Он преподаёт на кафедре архитектуры и градостроительства БГТУ им. В. Г. Шухова. Живописью занимается всю жизнь, а с начала 2000-х создаёт также интерьерные картины, росписи, рельефы. Увлечён авторским оформлением различных жилых и общественных пространств.
«В этот храм я попал по приглашению отреставрировать росписи за алтарём. А дальше – больше. Было далеко ездить, иногда вмешивались семейные обстоятельства, поэтому работа шла небыстро. Именно храмовые росписи я делал впервые. Но особых сложностей не было, тем более что стилистика икон в этом храме сравнима с реалистичной живописью. Работать было очень интересно. Затягивает глубина ликов святых, простота и одновременно сложность образов», – рассказал Леонид Анатольевич.
С большой горечью он узнал о произошедшем в Козинке.
«Для меня, как для того, кто всю жизнь старается открыть людям красоту, которая нас окружает, очень тяжело видеть, как убивают произведения искусства. А я могу совершенно точно сказать, что храм – это настоящее произведение искусства. Конечно, он будет обязательно восстановлен. Да, какая‑то его подлинная часть будет утрачена. Но общий облик, заложенная в нём духовная сила, сила мысли и творчества останутся и будут ещё многие годы радовать людей», – отмечает художник.
Новыми были и убранство храма, церковная утварь: престол, жертвенник, иконы, подсвечники, богослужебные книги и многое другое. Кое‑что удалось спасти. Например, вместе со специальным подразделением настоятель вынес икону Божией Матери «Споручница Грешных» и привезённую с Афона ещё в дореволюционные времена икону Пантелеймона Целителя с частичкой мощей.
«Но у нас было мало времени, чтобы что‑то вынести. Храм уже горел», – вспоминает батюшка.
Молитвы не прекращались
Обстрелы 14 марта начались в 7 часов утра. До этого с приграничья доносился шум. Но потом прилетать стало уже в саму Козинку.
«Я понял, что надо уезжать ещё в 8 часов. Вот только уехать стало невозможно. Противник применял всё, что у него было: миномёты, гаубицу… Прилетали дроны-камикадзе. Сначала мы подумали: когда затихнет, будем пытаться уходить. Но позже поняли, что уйти нам не дадут. Помолившись, мы с прихожанами приняли решение оставаться в подвале жилого дома, находившегося в 100 м от храма. Подумали, что так будет безопаснее», – вспоминает отец Геннадий.
Противник контролировал село с воздуха и не давал людям даже перебежать из подъезда в подъезд. В первую очередь уничтожили личный автотранспорт, чтобы жители не могли выехать. Били из «Града», прилетели вражеские вертолёты… Подвал сотрясало от постоянных взрывов. И люди не переставали молиться. Выехать удалось ближе к 11 часам ночи.
Но уехали не все. Некоторые приняли решение остаться в селе. И батюшка регулярно отправлялся их навестить.
«Мог ли я жить спокойно в соседнем районе, зная, что мои прихожане сидят без света, газа, воды? Пусть и немногие остались. Но они были там. Поэтому приезжал. Это же мой приход, мои люди. «Пастырь добрый знает овец своих, и овцы знают его». А наёмник бежит при виде волка», – замечает отец Геннадий.
Он рассказывает, что храм начал получать первые повреждения ещё 14 марта. В том, что противник целился, помимо всего прочего, в святыню села, нет сомнений:
«Сначала работал пулемётчик, потом пошёл гранатомёт, после стали накидывать мины. Воины рассказывали, что сначала прилетело в одну часть храма, и он начал гореть. Когда затухало, снова поджигали и поджигали (с воздуха – прим. авт.). Стены в храме толщиной метр семьдесят. И в них пробили дыру. Остаются ли сомнения, что удары были целенаправленными?»
Разрушения страшные, внутри выгорело почти всё. Но удивительным образом осталась целой одна фреска и лики на других иконах.
Многолетняя история
Решение о строительстве нового кирпичного храма в разросшемся селе было принято в 1896 году. До этого в нём уже существовала деревянная церковь. Поэтому в начале XX века богослужения шли в обоих храмах. Как рассказывала местная жительница Анна Костенко, торжественными и запоминающимися были пасхальные службы. Звон колоколов во время всенощной перекликался. Первый удар колокола производился в деревянной Богородицкой церкви, и ему вторил колокол храма Иоанна Богослова. А после возгласа «Христос Воскресе» верующие из одной церкви шли в другую, обменивались поздравлениями с великим праздником.
Старожилы отмечали, что раньше Богословскую церковь порой называли Николаевской. Потому что решение о строительстве храма сельское общество Козинки приняло в честь восшествия на престол и бракосочетания императора Николая II.
«Местные мастеровые люди ездили по другим сёлам и городам, рассматривали храмы и долго совещались. Лишь в 1900 году началось строительство», – вспоминала Анна Доношенко, внучка участвовавшего в возведении храма Леонтия Белокона.
Работы завершили к 1907 году. Интересным стало сочетание двух типов куполов – шатрового и луковичного. Четыре небольшие башенки по углам главного четверика декорировали арочными нишами и увенчали шатрами с небольшими главками. Колокольня имела высоту 82 м. Барабан основного купола украсило 12 арочных окон.
«Каждая женщина должна была соткать кусок тонкого полотна. Куски эти сшили в единое целое, и получился очень большой рушник. Его расстелили вокруг церкви. На рушнике расставили угощение для строителей церкви и других жителей села. После торжественной службы состоялся праздничный обед», – вспоминала Марфа Черкай.
В советское время люди спасли свой храм от разрушения. Но службы в нём с 1928-го по 1941 год не проводились. Сооружение приспособили под зернохранилище.
«В последнее время я читаю в разных источниках, что в годы войны немцы по храму не били. Но это не так. Как рассказывали старожилы, он подвергался ударам. И на нём остались следы военного времени. Хотя значительных разрушений не было», – отмечает отец Геннадий.
Будто кол в сердце забили
Прилёты по Козинке начались в 2022 году. В 2023-м в село вошли диверсанты. Произошло это на праздник Николая Чудотворца – в день перенесения мощей святителя из Мир Ликийских в Бар.
«Я тогда служил литургию. Всё зашумело, храм начал сотрясаться. Мы узнали о возникшей ситуации, помолились, причастились и приняли решение немедленно уходить из села. Шли гуськом по огородам», – вспоминает батюшка.
Он замечает, что храм в Козинке освящён в честь Иоанна Богослова, которого называют апостолом любви. Может быть, поэтому на приходе царят любовь и взаимопонимание. Прихожане будто стали одной семьёй. Вместе они возрождали храм. И сейчас, после произошедшего, нестерпимо болит душа.
«Беседовал с людьми, а они говорят: «Батюшка, дом разрушенный не жалко, жалко храм. Как будто кол забили в сердце!» Когда я был маленький, любил общаться со своей бабушкой. Она у меня из Курской области и не раз рассказывала про Великую Отечественную войну. Как они спасались, как в подвале собирались и читали Псалтирь… И те, кто находился там во время молитвы, оставались живыми. Когда на курскую землю пришёл немец, люди, которые 15–20 лет назад забивали храм, первыми пришли отрывать доски с окон, дверей… И полы там не просыхали от слёз человеческих. А что сейчас? Прилёт за прилётом. Люди гибнут. Но многих и это не вразумляет», – подмечает отец Геннадий.
Однако верующие Козинки не теряют надежды. Они убеждены: вера и любовь всегда побеждают зло. И храм обязательно возродится.
«Милостию Божию ни один из наших прихожан не погиб. Поэтому мы ждём возвращения в село, – рассказывает отец Геннадий. – Надо, наверное, сделать временное покрытие на полу, чтобы можно было зайти и для начала разобрать кирпичи, железо, гвозди… Работы предстоит много. Будем наводить порядок и готовиться к Пасхе. Храм выстоял, и надо продолжать молиться».
Анна Черкашина