Родом из детства. Что помогло Марии Баевой открыть для белгородцев сувенирные леденцы
«БелПресса» рассказывает о победительнице проекта «Новые возможности 3.0»
-
Статья
-
Статья
За год сладость на палочке под собственным брендом Марии прошла путь от домашней кухни до полок магазинов и поездок в Казахстан и Белоруссию в качестве подарков из Белгорода.
«Вот моя леденцовая, – говорит Баева. – В прямом и переносном смыслах этого слова – производственного процесса, поскольку меня все знают как Машу Леденцову. Помещение под неё я арендовала в декабре прошлого года. Как только пришла сюда, сказала: «Вот оно, тут много окон – как раз, как мне надо».
Из сахара, в ложечке
Ещё в начале 2023-го Маши Леденцовой не было. А была белгородка Мария Баева – дважды мама, три года как домохозяйка. О своём деле тогда она даже не задумывалась. Рецептов, как его открыть, существует множество. У Марии вот такой. Можно сказать, что в дело вмешались случай и тёплые воспоминания.
«Отвозила дочь на тренировку и наткнулась на кондитерский магазин. Думаю, время у меня есть, – зайду. А там… Посыпки, бирочки, бантики. Пока рассматривала, мне в голову пришла идея: сварю леденец. Такой, как в моём детстве бабушка делала, из сахара, в ложечке. И уже вечером мы с дочкой сварили наши первые сахарные леденцы. И меня затянуло», – вспоминает она.
После первой практики Мария взялась за теорию и основательно проштудировала сайты в интернете. Партию леденцов на палочке сварила на день рождения племяннице, оформила в букет. Пока шла на праздник, поделилась радостью с подругой по телефону. Спустя месяц сильно удивилась, когда та же подруга, владелица магазина аксессуаров для праздника, предложила: «Маша, давай твои леденцы ко мне?»
«Она сказала: принесёшь первую партию, мы посмотрим, как разойдутся. Я побежала за формочкой, сделала леденцы, мне, конечно, показалось, что они вау какие. Продали их буквально за два дня. И буквально после этого я увидела в соцсетях анонс конкурса «Новые возможности 3.0.», – рассказывает Баева. – Подумала: раз начала заниматься леденцами, спрос есть, так что мешает пойти и поучиться чему‑то новому? Подала заявку».
Маша Леденцова и «Новые возможности»
Постепенно Мария сменила сырьё для леденцов, перейдя с сахара на его заменитель натурального происхождения – изомальт.
«Изучила всё о нём, в том числе противопоказания. Изомальт менее сладкий, со сниженным гликемическим индексом, разрешён аллергикам, людям с сахарным диабетом, стоматологи не выступают против него, – делится мастер. – Работать с изомальтом удобно, он податливый. И леденцы из него получаются исключительно прозрачные, из сахара таких не сделать».
Губернаторский проект «Новые возможности 3.0.» дал Баевой толчок к развитию своего дела. На первую конференцию в офлайне она пошла вместе с мужем.
«Много звучало «стремись», «мечтай», «вы всё сможете». И мне в этот момент приходит заявка из магазина подруги на 300 леденцов. Она решила под них отвести место в центре магазина. И я так задумалась: «Мечты и правда должны сбываться». Мужу сказала: «Наверное, это знак», – вспоминает Мария.
На проекте ей помогли подготовить всю необходимую документацию для будущего бизнеса, разработать логотип бренда. Вместе с наставниками она написала стратегию развития.
«Я, конечно, сопротивлялась: где я и где бизнес-план? Но наставники меня так подхватили бережно и довели до конца», – продолжает Баева.
Наставники сразу посчитали её идею производства полезных леденцов конкурентоспособной. И вот почему:
«Любая зимняя фотосессия – с леденцами на палочке. Идёшь в парк погулять – там леденцы. Леденцы – это больше не про сладость, а про радость, про эмоции и это детские воспоминания. Слоган моих леденцов – «Родом из детства». Мне задают вопрос: «Почему ты решила леденцами заниматься?» А я не могу дать ответ на этот вопрос. Решила вернуться в детство. Я сейчас сама в них как будто играю. Вон леденцы-погремушки. Зальёшь их и стоишь, смотришь: «Ну, красота же!» А дети, которым я дарю леденцы, их не едят, а воспринимают как игрушку и собирают коллекцию».
Защитив собственный проект на конкурсе, Мария стала одним из его победителей и получила на развитие собственного дела 1 млн рублей.
— Если бы не грант такого размера, вы решились бы открыть собственное производство?
— Меня и на защите проекта об этом спросили. Я сказала: «Да». Не так скоро, наверное. Это то дело, которое доставляет мне радость, и я хочу, чтобы моим детям именно этим их детство запомнилось.
«Моя леденцовая»
На полученный грант Мария оборудовала в Белгородском районе производственное помещение – ту самую леденцовую – мебелью и техникой, наняла на работу кондитера. И погрузилась в своё дело с головой. Производство заработало только на прошлой неделе, а до этого леденцы Баева делала дома. За год она начала сотрудничать с девятью магазинами, на полках которых можно найти её полезные сладости.
«Работу дома сложно совмещать с бытом: дела никто не отменял. Как было: приготовила, накормила, всё убрала, помыла все поверхности, полы, всех выпроводила из кухни. Свернула работу – снова приготовила, всех накормила, убрала. Так что работала и ночами, и это было сложно. Тем не менее я вышла на магазины и работала одна, без помощника. А потом настал Новый год, и заказы посыпались. В декабре было что‑то невероятное: 400 леденцов сделала в один день, 400 – на следующий. И все они сложные, многоцветные, – рассказывает Мария. – Была возможность в тот момент выйти на сеть из 25 магазинов, но я взяла паузу: страшно зайти и не смочь».
Она рассчитывает, что работа в леденцовой скажется на производительности:
«В день я успевала сделать порядка 100 леденцов. Сейчас вдвоём с сотрудником будем делать тут штук 250–300 точно. Время изготовления леденца зависит от его сложности. Есть, к примеру, петушок или сердечко. А есть погремушка, где нужно и донышко вылить, и крышечку, и всё состыковать. Единорогов – довольно сложных в изготовлении леденцов – я дома вылила бы примерно 25, здесь смогу и штук 100».
Поможет в работе Маше Леденцовой и купленное на средства гранта оборудование: пищевой принтер с прямой печатью – чтобы наносить на леденцы рисунок, плоттер – чтобы вырезать сахарные кружочки-картинки для логотипов.
«Едет станок для производства полезных конфет монпансье. Хочу делать и их. В планах ещё мармелад. Тут мне придётся обучаться, потому что как делать его, я не знаю. Поэтому хотелось бы съездить на полноценное кондитерское производство, чтобы посмотреть, как всё устроено», – говорит она.
Сделано с любовью
И вот в цехе случается настоящая магия. На плите при определённой температуре плавится изомальт. Капля фруктовой эссенции, при необходимости – такой же натуральный краситель – и карамель можно отправлять в формы. Их Мария заказывает у разных и уже проверенных поставщиков.
«Если передержать карамель на плите, она подгорит и вкус у леденца будет неприятный. Если недодержать – они будут липнуть к зубам и к пакетику», – делится секретами мастер.
Пока заготовки для леденца-погремушки остывают, она признаётся, что скоро сбудется ещё одно её желание – изготовить настоящий белгородский леденец в виде орлёнка – одного из элементов герба региона. Формы для него сейчас специально отливают в одной из челябинских компаний.
Спустя 10 минут в руках Марии готовый леденец. А мы разговариваем о том, каково запускать собственное дело в условиях сложной оперативной обстановки.
«Выглянешь дома в окно: соседи рассаду сажают. И думаешь: «А чего я уныла? Всё нормально будет!» Мне говорили: «Ты в Таврово открываешься, у тебя в помещении столько окон!» А может, человек, глядя на меня, подумает: «Она молодец, значит, мы держимся». Я пока не представляю и не хочу себя представлять в другом месте. Мне вот тут, в леденцовой, всё нравится, всё тут сделано с любовью», – говорит Баева.
И поэтому она расширяет рынок сбыта полезных леденцов и выходит на владельцев торговых точек в Старом Осколе, Губкине и Короче, планирует продавать свои сладости на маркетплейсах. Среди заказчиков Маши Леденцовой – компании, которые представляют на леденцах свои логотипы. К таким заказам она, по собственному признанию, относится крайне трепетно:
«Я сейчас тоже лелею своё детище. И когда человек делает заказ на то, что его будет представлять, я чувствую в этом его любовь к своему делу».
За этот год полезные сладости на палочке – её рук дело – побывали в Сибири и Белоруссии как сувениры. Одна из покупательниц однажды прислала Марии видео, как леденец отправляется в самолёт, а потом вместе с чемоданом приземляется в Казахстане и попадает в руки к новому владельцу – как сладость для радости.
Оксана Придворева