Затянувшийся спор. Белгородский художник борется за право работать в мастерской
Ещё Михаил Афанасьевич Булгаков в своё время оставил нам в наследство знаменитую фразу «Москвичей испортил квартирный вопрос»
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
В конце 1920-х гг. она была как никогда актуальна. Не менее востребована и сейчас. Рекордный спор между жильцом дома № 39 на проспекте Славы Юрием Владимировичем С. и белгородским художником Григорием Владимировичем Новиковым в многоэтажке длится уже более 20 лет. Правда, у одного квартира, а у второго – творческая мастерская. Расскажем обо всём по порядку.
Перегородка и дверь
В 2000 году Белгородское отделение Союза художников России получило на 11-м этаже нежилое помещение под творческую мастерскую. Распоряжение № 640 от 4 июля выше-указанного года подписал гендиректор Службы заказчика по жилищному хозяйству белгородской администрации А. В.Чумаков.
На тот момент члены Союза художников России Григорий Новиков и его коллега художник Кузьминов художественной мастерской не имели, поэтому в августе 2001 года Союз заключил с ними договор аренды о пользовании нежилым помещением для работы. Они получили ключи и приступили к косметическому ремонту.
Но ещё 20 лет назад на суде главный специалист отдела пожнадзора подтвердил, что металлическая дверь на путях эвакуации является препятствием. Решение суд вынес следующее: освободить проход к лифту. С тех пор прошло почти 20 лет. За эти годы Юрий С. не только не убрал дверь, но продолжал организовывать преследование художника. По словам Новикова, вызывал милицию, с 2011 года уже полицию, её сотрудники искали в мастерской террористов, проверяли документы у присутствующих и даже задерживали художника на сутки для выяснения личности. Юрий Владимирович перекрыл путь к электросчётчику и рубильнику, отключал свет на этаже, пытался выселить Новикова принудительно, но тогда общественная организация и средства массовой информации включились в защиту белгородского художника, отстояли его права и изменили ход событий.
Фотографии с оскорбительными надписями
В итоге, чтобы не стать задолжником за неуплату электричества, Новикову пришлось вызвать представителя энергосбыта и установить электросчётчик. Он исправно платит за электричество, допускает контролирующие органы к проверке счётчика.
В 2018 году С. организовал установку шлагбаума на въезде во двор. Дело вроде бы благое. Мнения жильцов хотя и разделились, но победила дружба, и шлагбаум установили. Григорию Владимировичу, как не имевшему своего автомобиля, ключ не достался, а соседям, по словам Новикова, строго-настрого было запрещено делиться ключом.
На 10-м этаже под этой творческой мастерской проживал и проживает до настоящего времени Юрий С., который предупредил художников, дескать, ремонт не делайте, всё равно я вас отсюда выживу. С тех пор для двух живописцев началась эпопея борьбы за право иметь свой творческий угол. Коллега быстро сдался и не стал продолжать судебные тяжбы, съехал с картинами в другое место, где оборудовал себе крошечную мастерскую. В помещении остался Новиков.
Чтобы читателю не казалось, что творческая мастерская – это сказочные хоромы, постараюсь её описать. Помещение представляет собой две комнаты, заставленные мольбертами, красками, картинами, рамами, старенькой мебелью, а также имеется небольшой санузел. В общем, ничего особенного – место, где занимаются художественным ремеслом.
В 2003 году Юрий Владимирович решил «ударить» по желанию художника писать свои работы в мастерской. С угрозами «выселить Малевича», по словам Новикова, С. установил металлическую дверь, перегородив Григорию Новикову на 10-м этаже проход к лифту и электрощитку. Уточню, что на 11-й этаж лифт в этом здании не ходит. Новиков потерял возможность привозить картины поближе к мастерской и обратился с жалобой в управляющую компанию.
А на крышу не попасть
Комиссия от ООО «Управляющая компания Центральная» вышла на место обследования по просьбе художника, обнаружила, что дверь действительно препятствует проходу к лифту. Новиков обратился в суд.
В свою очередь С. пояснил, что жители дома обратились к директору управляющей компании, потому что к художнику якобы ходили сомнительные лица, и С. решил так с этим бороться.
Художник, который участвует во многих выставочных проектах, потерял возможность беспрепятственно вывозить картины для экспонирования. Теперь, чтобы перенести их для погрузки в автомобиль, нужно идти через соседний двор или выносить на проезжую часть проспекта Славы, где нет места для остановки транспорта.
В 2020 году документы на безвозмездное пользование муниципальной собственностью администрация города пролонгировала. Появилось решение Белгородского горсовета, договор и акт приёма–передачи сроком ещё на пять лет. И всё вроде бы хорошо, но спор‑то не прекратился.
В 2023 году художник стал активно выезжать на пленэры в Крым, где живут его старенькие родители. Отношения соседа с Новиковым сильно осложнились.
А в марте этого года в период отсутствия Новикова в городе ему сообщили, что в его мастерской дверь нараспашку. Пришлось Григорию Владимировичу по телефону вызвать участкового отдела полиции №2 для составления протокола и попросить друзей-художников прийти и подписать документ. А затем написать заявление в полицию, где опять же фигурирует фамилия С.
По рассказам жильцов, проживающих в подъезде, ещё с прошлого года С. стал выкладывать в общедомовом чате фотографии с оскорбительными надписями, если камера фиксировала людей, которые приходили проверить состояние мастерской в отсутствие Григория Новикова. После приезда художника в Белгород появились и скриншоты его изображений с язвительными замечаниями, опубликованными в домовом чате. Их прислали Новикову соседи. Мы располагаем ими, но не выкладываем, чтобы не задеть честь и достоинство художника.
Редакция позвонила Юрию Владимировичу, чтобы узнать его точку зрения на долгоиграющую ситуацию.
«В 1998 году дом был сдан в эксплуатацию. Технический этаж был не занят. В 2004 году я написал в прокуратуру жалобу, что кто‑то занял его и сделал там перепланировку. Я считаю, что художник или Союз художников изъял общедолевую собственность, за которую я заплатил свои деньги. Двери на 10-м этаже к лифту по решению суда от 2005 года не убирал, там она должна быть по проекту. Тогда деревянную украли, поэтому я поставил металлическую. Даже если меня заставили бы демонтировать её, я поставил бы решётки и не разрешил ни Новикову, ни его посетителям пользоваться лифтом. Пользоваться лифтом будем только я и мой сосед по площадке», – ответил С.
Так неужели, чтобы отстоять право на искусство и возможность творить, нужно четверть века потратить на спор с неуёмным соседом?!
P.S. Бывает же так!
Пока шла подготовка материала к публикации, произошло следующее неприятное событие. Во время очередного обстрела вечером 24 марта предположительно осколки боеприпасов посекли стену 11-го этажа и взрывной волной выбили оконную раму со стеклопакетами в творческой мастерской Григория Новикова, а также двери в кладовой С. на 10-м этаже. На этот случай вспомнилась поговорка: где тонко, там и рвётся. Может быть, общая беда заставит примириться белгородцев.
Юлия Лазарева