Ноктюрн в тонах индиго. Художница из Белгородского района создаёт необычные картины
Оксана Глущенко из Разумного не только художница, но ещё и танцовщица, модельер и философ по жизни
-
Статья
-
Статья
— На открытии своих выставок я всегда играю на фортепиано. Люблю ноктюрны Шопена, он такой лиричный. Вот Бах – совсем другое дело, это какие‑то бесконечные ритмичные переборы нот. А Шопен – нежный, плавный.– Но ведь ты не слышишь то, что играешь?– Зато я чувствую вибрацию и прекрасно играю по нотам.
Важная инклюзия
Оксана родилась и выросла в Разумном. Здесь пошла в школу, ещё не подозревая, что у неё проблемы со слухом с рождения:
«Однажды мы с ребятами играли в «Испорченный телефон», передавая друг другу на ухо слова. А я ничего не понимала – не слышала просто. Вечером спросила у мамы, что со мной не так. Мама объяснила мне, чем я отличаюсь от других детей».
Оксане с детства пришлось учиться жить в мире, полном звуков, часть из которых недоступна её слуху. Мама Наталья Александровна рассудила, что отдать ребёнка в специализированную школу для слабослышащих – значит обречь на ограниченное общение в жизни. Поэтому дочь водили к логопеду, предупреждали новых учителей в школе об особенностях ученицы.
«Я училась читать по губам, это вырабатывается инстинктивно, автоматически, – рассказывает Оксана. – Я рада, что посещала обычную школу – это для меня необходимая инклюзия. С семи лет я стала ходить в музыкальную школу в Разумном. На пианино высокие ноты я не слышала, а более низкие различала. Но я хорошо знала ноты, а учитель мне говорил, где нужно сильнее нажать, где – слабее».
Вместе с музыкой пришло увлечение танцами. Здесь Оксане было немного проще, поскольку она хорошо чувствует вибрацию и заданный ритм. Занималась девочка в профессиональной школе танцев. И до сих пор поддерживает отношения с ребятами из коллектива.
Ещё одно серьёзное увлечение девушки – рисование. В 16 лет Оксана решила, что ей необходимо учиться технике и записалась в студию архитектурно-художественного творчества и дизайна, где приобрела необходимые навыки. И всё‑таки этот вид творчества для Оксаны больше чем просто хобби:
«Я пользуюсь искусством как инструментом. Для меня это метаморфоза боли в силу. Если произошла какая‑то неприятная ситуация в жизни и нужно перевести отрицательную энергию во что‑то другое, я берусь за кисточку и краски. Или, к примеру, мне кажется, что в какой‑то момент я живу не той жизнью, которой хотела бы. Тогда я снова иду к мольберту и рисую ту жизнь, которую я хочу. Недавно посмотрела старые свои рисунки. Удивительно, но всё сбылось, о чём я мечтала и что рисовала. То есть жизнь двигалась прямо туда, куда я хотела».
Собственная коллекция
Картины Оксаны Глущенко завораживают. На них можно смотреть очень долго, ведь каждая – сгусток энергии, эмоций, переданных автором очень эксцентрично и ярко. Около 20 работ в ноябре прошлого года участвовало в выставке в Центре молодёжных инициатив Белгорода. Они выполнены любимыми масляными красками, поскольку в отличие от акрила и гуаши, считает художница, с ними и работать удобнее – они дольше сохнут, но можно найти более живой цвет.
А ещё у Оксаны есть картины, выполненные из лоскутков джинсовой ткани. Это увлечение пришло, когда художницу пригласили в экологический проект «2Life», в ходе которого из старых джинсовых вещей шили шоперы – сумки для покупок. Так ткань получала вторую жизнь.
«В прошлом году Кристина Ларина собирала художниц для этого проекта, чтобы расписать шоперы, – рассказывает Оксана. – Я откликнулась одной из первых, а потом присоединились ещё пять белгородских художниц, и мы вместе сделали выставку в Культурном центре «Октябрь».
Потом у художницы возникла новая идея – сделать собственную коллекцию из старой джинсы. Шить Оксана тогда не умела, да и на чём? Поджимали и сроки – через месяц нужно было отдать работы на фестиваль. Но желание сделало невозможное. Швейная машинка нашлась у родной тёти – Алёны Глущенко, которая прислала её по почте.
А уроки кройки и шитья Оксана нашла в Интернете и не только успела к фестивалю настрочить самых разных джинсовых кимоно, но даже получила первую выручку от проданных вещей.
Этот успех породил и новое увлечение:
«Я художник и модельер, а от шитья у меня остаётся много обрезков. Я смотрю на них и вижу целую палитру красок: вот светлый оттенок, тёмный, вот ещё один, ещё и ещё. Кроме того, если у меня под рукой большие джинсы, то это же готовая основа для полотна. Иначе говоря, у меня уже есть фон для будущей картины».
Но сначала ткань нужно натянуть на подрамник с помощью строительного степлера. Потом специальным мылом, след от которого под воздействием утюга исчезает, нарисовать эскиз. А дальше брать различные кусочки ткани, примерять и приклеивать на основу. Получается аппликация в тонах индиго. Очень часто джинсовые картины дополняются какой‑то фразой: «Любовь – это состояние, когда нам нравится то, что с нами происходит», «Ты мой мир», «Любя, побеждай». Каждое полотно не просто коллаж из кусочков ткани, оно отражает поиск художника себя в этом мире, этого мира в себе, поиск ответов на вечные и важные для любого человека вопросы: кто мы? зачем мы на этой земле?
Джинсовые картины находят своих почитателей. В конце февраля в Москве в одном из баров открылась персональная выставка Оксаны Глущенко. Продлится она до 27 мая.
Напитаться красотой
Но всегда первым ценителем всего, что создаёт Оксана с помощью ножниц, швейной машинки или кисти, становится мама:
«Моя мама не рисует, не играет на фоно, не танцует и не делает картины, но зато не устаёт восторгаться тем, что делаю я. Она всегда меня поддерживала очень сильно. И если мне что‑то нужно для творчества, я никогда не получу отказа. Правда, иногда мама жалуется на беспорядок в моей мастерской».
Но и мама, и старший брат Глеб понимают, что их любимого творца посещают самые разные идеи. Например, провести в свой день рождения 25 мая новый фестиваль.
— Пока у меня есть рабочее название – «Теургия», – делится планами Оксана Глущенко. – Это термин из Античности. Он обозначает процесс общения с ангелами для получения благ, знаний и энергии. Участвовать в таком фестивале будут поэты, художники, музыканты, танцоры – представители самых разных направлений искусства и творчества. Я его вижу так: кто‑то, например, читает стихи, а другие в этот момент, вдохновившись, делают коллаж, создают музыкальный фон на гитаре и так далее. Таким образом я хочу объединить всё, что люблю. Главное – сделать чёткий регламент по времени: лекция, дискуссия, перформанс, модный показ, мастер-классы и ярмарка-продажа. И ещё мне хочется устроить на этом фестивале выставку собак из приютов, чтобы люди могли прийти, посмотреть и забрать питомца домой. Тогда каждый посетитель сможет не только напитаться разнообразной красотой, но и сделать доброе дело.
— А бывают дни, когда тебе вообще ничего не хочется делать?
— У меня нет таких дней. Я просто очень творческий человек и этим живу. Зачем жить, если я не могу творить? Поэтому каждый день у меня что‑то творческое происходит: если не танцую, то читаю, если не рисую, то думаю. О чём? О любви, благодарности и свете.
Арина Беседина