В Белгороде впервые провели операцию на черепе с использованием индивидуальной 3D-пластины
-
Новость
-
Новость
Имплант из титановых нитей, созданный с учётом анатомических особенностей черепа пациента, сокращает и упрощает процесс операции, снижает риски осложнений и позволяет достичь максимального косметического эффекта.
В сентябре 2023 года 42-летний белгородец попал в ДТП и получил серьёзную травму головы. На реанимобиле мужчину доставили в областную больницу, где его экстренно провели декомпрессивную трепанацию черепа.
«По сути, это реанимационная операция. После травмы головной мозг отекает, и ему нужно пространство, чтобы у пациента был шанс на выживание. Поэтому мы убираем кости и делаем пластику твёрдой мозговой оболочки», – пояснил и. о. заведующего нейрохирургическим отделением, нейрохирург Сергей Анненков.
Пострадавшему удалили кости почти половины черепа: в лобной, височной, теменной и затылочной частях. На восстановление мужчины ушло полгода, и теперь подошло время для пластической операции – устранения костного дефекта.
Ранее подобные вмешательства не раз практиковали в больнице святителя Иосафа, но всегда применяли стандартные пластины, способные закрыть свободные от костей участки черепа не более 10 см. Однако у нынешнего пациента открытая зона оказалась бóльших размеров.
Инженеры инновационного центра «Сколково» в Москве изготовили для него имплант по технологии индивидуальной 3D-печати на основе плетения BT1 титановых нитей. Предварительно мужчина прошёл КТ головного мозга, по данным которого построили модель костного дефекта. Эти снимки направили специалистам на производство сетчатой пластины. Затем повторили процедуру КТ, чтобы точнее подогнать объект под отверстие.
«Оригинальность таких имплантов заключается в том, что они не штампуются, а создаются персонально для пациента с помощью вплетения отдельных волокон BТ1 титана в матрицу. Данная технология является уникальной даже в России, потому что ранее выполненные 3D-пластины были громоздкими – их толщина превышала 2–3мм, что вызывало впоследствии асимметрию черепа. У нас же пластина толщиной 1 мм, и после операции она не станет заметна на голове», – рассказал Сергей Сергеевич.
Чтобы установить индивидуальный имплант, врачи сделали разрез на коже по старому рубцу, после выделили область дефекта и наложили пластину, закрепив 10 винтами. Со временем костная ткань прорастёт и покроет титановую сеть. Анненков предполагает, что у этого пациента на это уйдёт 2–3 года.
Операция заняла 50 минут – на час меньше, чем при установке стандартного импланта, ведь его приходилось править под формы отверстия в черепной коробке. Индивидуальная пластина изготовлена с учётом захода на сохранённую кость на 5–7 мм, воспроизводит изгибы черепа и обладает умеренной упругостью, позволяющей поджимать материал и достичь полного прилегания. Эти преимущества снижают риск травматизации пациента и хирургов, кроме того, сокращает время операции и пребывания под наркозом.
«Нет риска повреждения ни пациента, ни собственных рук, потому что нет необходимости резать, моделировать имплант: он готов, просто нужно поставить. Это очень удобно и приятно. В данном случае мы облегчаем жизнь и себе, и пациенту», – поделился впечатления ассистирующий нейрохирург Олег Дудник.
Прооперированного мужчину после пробуждения переведут из реанимации в общую палату. Врачи буду наблюдать за его состоянием и заживлением швов. Затем он сможет вернуться к обычной жизни без ограничений: больше не придётся прикрывать и беречь костный дефект. Тем не менее пациент должен будет периодически посещать клинику, чтобы специалисты отслеживали и контролировали приживаемость титановой пластины.
«В нашем регионе именно такая пластина применяется впервые. Хотелось бы, чтобы её использовали для всех пациентов. Это пациентоориентированная технология. Смысл её в том, чтобы создать максимально комфортные условия для реабилитации даже после тяжёлых травм», – заключил Сергей Анненков.
Юлия Манохина