Конкурс «Профессионалы-2024» в Белгородской области собрал 600 участников
Региональный этап соревнований по профмастерству проходил с 26 февраля по 26 марта
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Этот конкурс пришёл на смену мировому чемпионату WorldSkills. В 2022 году его организаторы запретили России участвовать в соревнованиях, и Минпросвещения РФ взамен разработало концепцию Всероссийского чемпионатного движения по профмастерству для учащихся колледжей. Параллельно в регионе шёл чемпионат высоких технологий.
Если «Профессионалы» – это конкурс для студентов основных, наиболее востребованных компетенций, то в чемпионате высоких технологий участники демонстрировали свои навыки в новых и перспективных компетенциях. А 28 марта в Старом Осколе состоялась церемония награждения участников регионального этапа, на котором чествовали победителей в 90 компетенциях.
В числе лучших
Участвовали в чемпионатах школьники и студенты, которые обучаются по программам среднего профобразования (СПО). Это ученики 33 ссузов региона, двух некоммерческих автономных организаций и 10 вузов, на базе которых действуют программы СПО.
Замминистра образования Белгородской области – начальник департамента профобразования и науки Виктория Нелюбова подчеркнула, что конкурс прошёл успешно, несмотря на сложную оперативную обстановку в регионе.
«Вы в этих непростых условиях доказали, что действительно являетесь профессионалами, – обратилась к призёрам Виктория Викторовна. – На протяжении целого месяца вы боролись и показали, что достойны быть лучшими, первыми. И это неудивительно, потому что Белгородская область всегда была такой. Мы одни из лучших в стране по трудоустройству наших выпускников. Более 85 % ребят ежегодно трудоустраиваются на наши предприятия».
Абсолютная уверенность
Регион первый в стране среди 300 кластеров федерального проекта «Профессионалитет». Эта программа Министерства просвещения России внедряется с 2022 года. Её цель – максимально приблизить уровень студентов ссузов к реальным потребностям экономики.
Белгородская область одной из первых попала в число пилотных регионов по реализации «Профессионалитета». Дело в том, что для региона идея не была чем‑то новым. С 2013 года в области практически все образовательные организации СПО участвуют в программе дуального обучения, то есть имеют так называемых якорных работодателей – предприятия, на которых студенты проходят производственную практику под руководством наставников и куда могут трудоустроиться после обучения. Замминистра сообщила, что на Белгородчине самый высокий уровень дуального обучения в стране – 95 %.
Также, по её словам, мы вошли в число всего лишь 30 пилотных регионов, которым предстоит на протяжении этого года и в последующем развивать созданную только в конце 2023 года федеральную программу стимулирования спроса на отечественные беспилотные авиационные системы. Уже в 2024 году в рамках этого проекта беспилотниками оснастят классы в 17 школах региона, а Белгородский индустриальный колледж станет центром профессиональных компетенций.
«Всё это стало возможным благодаря вам, потому как мы убеждены в том, что за вами будущее. И мы смотрим в него с абсолютной уверенностью», – отметила Виктория Нелюбова.
Новый проект
Замминистра цифрового развития области – начальник департамента проектной деятельности Ирина Кирилова отдельно отметила участников конкурса, которые соревновались в блоке «Информационные и коммуникационные технологии». По её мнению, компетенции, которые есть у участников этой номинации, однозначно востребованы не только в регионе, но и в стране. Особенно с учётом того, что президент РФ Владимир Путин объявил о запуске национального проекта «Экономика данных», на реализацию которого в ближайшие шесть лет будет выделено 700 млрд рублей.
«Все, кто сегодня будет стоять на этой сцене, однозначно вложат свои ресурсы в реализацию этого проекта. А в министерстве цифрового развития всегда будут рады помочь», – говорит Ирина Юрьевна.
Замглавы администрации Старооскольского городского округа по социальному развитию Наталья Азизова поздравила конкурсантов от имени главы администрации горокруга Андрея Чеснокова.
«Конкурсы профессионального мастерства – это увлекательная форма соревнований, – считает она. – Именно такие чемпионаты позволяют студентам самостоятельно выбирать методы и способы решения традиционных и нетрадиционных задач, проверить свои навыки и знания в критических и стрессовых ситуациях».
Наталья Васильевна пожелала всем призёрам нести гордое звание «Профессионал» сразу после церемонии награждения, а через несколько лет подтвердить его практически на белгородском рынке труда.
В приоритетных отраслях
В этом году в конкурсе участвовали 606 белгородцев, из которых 570 – студенты СПО и 36 юниоров, 950 экспертов и 90 главных экспертов, а также 159 индустриальных экспертов, то есть действующих сотрудников предприятий.
«За это им огромная благодарность, потому что без поддержки работодателей мы не смогли бы провести конкурс. Они верят в ребят, и именно поэтому конкурсанты достигают положительных результатов», – уверена Виктория Нелюбова.
Соревнования проходили на 29 площадках, которыми выступили профессиональные образовательные организации, а также площадка-партнёр – агрохолдинг «Зелёная Долина».
Конкурсанты пробовали свои силы в 90 компетенциях. Две из них – на чемпионате высоких технологий и шесть юниорских: агрономия, ветеринария, медицинский и социальный уход, организация экскурсионных услуг, поварское дело и вожатская деятельность.
Самое большое количество компетенций – в приоритетных для региона отраслях: сельском хозяйстве, медицине, обрабатывающей промышленности. Впервые прошли конкурсы по пяти компетенциям.
Вакансий хватает
Два направления разработали в Белгородской области – это кинология и технология переработки растительного сырья. Второе придумала преподаватель Дмитриевского аграрного колледжа Ирина Мелихова.
«Я выбирала из области сельского хозяйства, потому что сама по специальности агроном, и обратила внимание, что если «агрономия» у нас есть с 2017 года, то переработки сельскохозяйственной и молочной продукции нет, – объясняет Ирина Александровна. – Растениеводство мне ближе, потому я провела анализ, посмотрела, сколько образовательных организаций по всей нашей стране обучают специальности «технология переработки растительного сырья», и открыла компетенцию, так как поняла, что она будет иметь успех».
В Белгородской области такую специальность можно получить в ссузах Старого и Нового Оскола, а также Корочи. Но, как и в других компетенциях, участвовать могли и студенты, получающие другие смежные профессии. Вообще, по мнению Ирины Мелиховой, аграрная отрасль на сегодня – хороший выбор.
«Мы очень слаженно работаем с нашим якорным работодателем. И когда получаем от него список вакансий, то он очень большой. Требуются агрономы, на комбикормовый завод – технологи, трактористы почти всегда нужны. Сфера сельского хозяйства сейчас претерпевает большие изменения, не буду говорить громкие слова «кадровый голод», но в хороших специалистах мы нуждаемся».
Ребятам, получившим заветный статус победителей, ещё рано расслабляться. Именно они осенью этого года будут гордо нести флаг Белгородской области в Великом Новгороде и Санкт-Петербурге на национальном финале чемпионата высоких технологий и профессионалов.
Мнение победителей
Виктория Ланкина, первое место в компетенции «Веб-технологии»:
«Я изучаю в Белгородском индустриальном колледже разработку веб-приложений. Я технарь, мне легко даётся математика и информатика. Сфера информационных технологий мне интересна, и я решила, что эта специальность – то, что мне надо».
Из‑за опасной обстановки конкурс у нас проходил дистанционно, в течение нескольких дней участники проходили испытания на компьютерах у себя дома. Мы делали сайт, посвящённый выдуманной компании «Новая жизнь», которая помогает в поиске пропавших животных. У меня получилось выполнить все задания лучше остальных. В результате – победа.
У нашего ссуза есть якорный работодатель – «Ростелеком», но я и без него уже нашла себе работу. Со мной связались из одной белгородской компании, которая разрабатывает сайты под ключ, и я сейчас в процессе трудоустройства. К слову, это было ещё до конкурса «Профессионалы», фирма просто откликнулась на моё резюме.
Учусь я на третьем курсе, и потом мне остаётся ещё год учёбы, но не думаю, что удалённая работа будет мешать. К тому же у нас можно оформить индивидуальный учебный план и спокойно совмещать.
Дмитрий Коренев, второе место в компетенции «Разработка мобильных игр»:
«Я тоже учусь в Белгородском индустриальном колледже. Моя специальность «мехатроника и мобильная робототехника», первый курс. Изначально я хотел учиться на программиста, но не прошёл по баллам. И вот пошёл туда, где больше понравилось. Не пожалел. Углублённо начал заниматься лет с 14, а сейчас мне 16. До поступления у меня уже был опыт в программировании: я обучался в Яндекс.Лицее, в университете Синергия тоже проходил курсы. Мне это нравилось, было интересно, а потом я узнал, что это ещё и востребовано. Поэтому я понял, что это 100 % мой выбор».
Конкурс по разработке мобильных игр проходил три дня подряд. Всё это время мы разрабатывали игру «2D ферма» на Unity – это движок для разработки приложений и игр. Нужно было сделать игру, где можно засаживать грядки, выполнять заказы, выращивать определённые овощи, продавать их и за это получать опыт и деньги. Также можно было покупать овощи и прокачивать свой уровень. Потом каждый защищал свою версию игры – представлял её вместе с презентацией. Мою работу оценили хорошо.
По сути, я уже мог бы попробовать выйти на какую‑нибудь компанию и монетизировать свои навыки, но пока не чувствую себя суперпрофи. Лучше ещё подучусь.
Диана Ломакина, первое место в компетенции «Технологии продуктов питания из растительного сырья»:
«Мою компетенцию разработала преподаватель из Дмитриевского аграрного колледжа, где я учусь на агронома. У нас на конкурсе было шесть основных модулей. Во‑первых, мы изготавливали макаронные изделия. Во‑вторых, проводили лабораторно-химический анализ. Брали образец и выясняли, есть там бактерии или нет. В‑третьих, квасили капусту. В‑четвёртых, определяли качество комбикорма. В‑пятых, определяли хлебопекарные свойства муки. И в‑шестых, выясняли, сколько сухих веществ в яблоках».
Я в таком конкурсе участвую в третий раз. В первый это был ещё WorldSkills, я была в группе юниоров. Только тогда соревновалась в компетенции «Агрономия». В первый раз завоевала второе место, во второй – стала третьей. А теперь вот дождалась золотой медали.
Мой старший брат получил профессию агронома и сейчас сам в колледже преподаёт, и мне захотелось пойти по его стопам. Я думаю, что работа в поле – не моё, скорее, я тоже преподавателем. Но пока рано об этом думать, так как после среднего я обязательно получу ещё высшее образование.
Анна Емельянова